29.10.2019 09:27
Башкортостан

Теплоэнергетики Башкирии выступили за обоснованные нормативы

Теплоэнергетики Башкирии выступают за обоснованные нормативы
Текст:  Айгуль Камаева
Российская газета - Башкортостан: №243 (8001)
Доставка тепла потребителю - это бизнес или все-таки обязанность? Этот вопрос стал лейтмотивом круглого стола, организованного ООО "Башкирская генерирующая компания" ("БГК") в рамках Российского энергетического форума в Уфе. По словам гендиректора Ассоциации производителей качественной продукции для теплоснабжения, помощника депутата Государственной Думы РФ Василия Поливанова, эта дилемма возникла сразу после появления федерального закона о теплоснабжении.
/ Архив "РГ"
Читать на сайте RG.RU

- Мы живем в очень непростое время: когда при незаконченной административной реформе начали реформу надзорно-контрольной деятельности. Если сначала нормативные документы были "заточены" в поддержку бизнеса, теперь все больше и больше чаша весов склоняется к соцнагрузке. Теплоснабжающим организациям не позавидуешь, - подчеркнул Василий Поливанов.

Генеральный директор ООО "БГК" Александр Симановский также подтвердил, что теплоснабжение переживает нелегкий период:

- Выходящие нормативные акты не дают теплоснабжающим организациям надежно функционировать. Если по генерирующим объектам Правительство РФ наметило и реализует определенную модель их выживания за счет программы модернизации мощностей ТЭС, так называемый КОММод, куда уже в соответствии с распоряжением Правительства включена наша заявка на обновление энергоблока N 3 Кармановской ГРЭС, то в сфере теплоснабжения ситуация пока остается сложной.

Действительно, сегодня у теплоснабжающих организаций больше обязательств, чем прав. Они должны обеспечивать качество и надежность предоставления услуги и подвергаются немалым штрафам в случае нарушения. Как отметил директор по стратегии и энергорынкам ООО "БГК" Тимофей Дубровский, много лет они боролись с посредниками, но даже переход на прямые договоры с населением проблем не убавил.

- Единая теплоснабжающая организация выплачивает компенсации потребителям при несоответствии качества и надежности теплоснабжения, и это помимо снижения оплаты в соответствии с договором и правилами оказания коммунальных услуг. Также мы четко по расписанию рассчитываемся за газ (энергоноситель) при отсутствии гарантий со стороны контрагентов, - рассказывает Тимофей Дубровский. - В то же время мы не можем отказать в заключении договора, отключить потребителя за неуплату и даже потребовать от него наладить и содержать в порядке собственное оборудование.

При этом тарифы на теплоэнергию, установленные в республике, не покрывают расходы на модернизацию и ремонт инфраструктуры.

Изменить ситуацию может альтернативная модель управления в теплоснабжении. Она подразумевает уход "крупной" генерации от управления тепловыми сетями, концентрируя внимание и ответственность в эксплуатации и развитии на источниках тепловой энергии (ТЭЦ и котельные), а тепловые сети переходят в управление муниципалитету. В этой предлагаемой модели необходимо создать единый расчетный центр - оператора сбора платежей, который бы сразу распределял поступающие средства. Таким образом производители теплоэнергии были бы обеспечены средствами на оплату газа.

Данная модель, уверены специалисты "БГК", позволит проводить модернизацию теплосетей в полном объеме, а также повысит заинтересованность бюджетных организаций в погашении задолженности, став образцом платежной дисциплины для остальных потребителей. Кроме того, у потребителей появилось бы единое окно для обращений по вопросам теплоснабжения и горячей воды, а у муниципалитетов - возможность четко планировать проведение работ на теплосетях и синхронизировать их с другими программами, при необходимости дополняя средствами из бюджета. Дополнительный эффект можно получить при объединении на уровне городов и районов сервисного автотранспорта и спецмеханизмов всех муниципальных предприятий, чтобы оптимизировать затраты на их содержание и обновление.

- В настоящий момент доставка тепла потребителю в Башкирии - это социальная нагрузка, ведь теплоснабжение крайне зарегулировано, и норма прибыли заложена заблаговременно. В то же время в эту норму не включены вероятные убытки от неполучения платежей, - подытожил Тимофей Дубровский.

Усложняют работу ресурсников не только неплатежи, но и состояние инфраструктуры. Износ сетей ГВС составляет около 80 процентов, а больше половины трубопроводов уже отработали свой срок службы (25 лет).

- В среднем при поставке тепла потребителю теряется порядка 20 процентов. Основная доля потерь связана с физическими процессами (через изоляцию и утечки). Мы стараемся повышать энергоэффективность теплосетей при проведении капитального ремонта, так как надежность работы системы в приоритете, - отметил директор филиала "БашРТС-Уфа" Азат Абдуллин.

Большую часть потерь покрывают тарифы, однако есть и так называемые "сверхнормативные" потери, которые никто не учитывает и не возмещает. Специалисты "БашРТС" проанализировали их за последние два года. Оказалось, больше половины связаны с порядком определения количества теплоэнергии, использованной на подогрев воды. Установленный норматив не соответствует фактическим показателям. И особенно ощутима разница в многоквартирных домах, оборудованных полотенцесушителями, где фактически теплоэнергии на подогрев используется в два раза больше, чем предусмотрено по нормативу. То есть при нормативе 0,0651 гигакалорий за кубометр тратится 0,1157 гигакалорий за тот же объем.

Как объяснил Азат Абдуллин, связано это с тем, что полотенцесушитель обогревает ванную комнату круглый год, вне зависимости от объемов использования ГВС, наличия приборов учета и времени года, и, соответственно, на это уходит значительный объем неучтенной энергии.

- Нормативы установлены в 2016 году. Порядок их пересмотра достаточно сложный, но мы подготовили все свои расчеты, - отметил директор филиала "БашРТС-Уфа".

Специалисты предприятия предлагают в целом пересмотреть методику расчета нормативов потерь в тепловых сетях, которые сегодня определяются приказом N325 Минэнерго России и не учитывают фактическое состояние теплоизоляции сетей.

Ведет к дисбалансу между объемом принятых ресурсов от теплоисточника и отпущенных потребителю и отсутствие в домах общедомовых приборов учета (ОДПУ). Особенно настораживает ситуация по Уфе, где из 1800 многоквартирных домов, подключенных к центральному водоснабжению, лишь у трети оборудование исправное. При том, что несколько лет назад ОДПУ установили практически везде. Некоторые эксперты видят в этом преднамеренный вывод из строя оборудования.

- Решить проблему можно, если на законодательном уровне обязать потребителей устанавливать приборы учета и следить за их исправностью, - подчеркнул Азат Абдуллин.

По оценке экспертов из-за несоответствия нормативов на подогрев воды и отсутствия в домах приборов учета компания "БашРТС" безвозвратно теряет около миллиарда рублей - сумма годовой ремонтной или инвестиционной программы целого предприятия. На эти деньги можно было бы реконструировать в два раза больше сетей, чем запланировано.

Кстати, в Казани приборы учета волевым решением властей установили практически во всех многоквартирных домах, сумев убедить собственников в необходимости этого шага. Хотя начальник отдела организации финансовых расчетов по тепловой энергии

АО "Татэнерго" Ирина Запольская в своем выступлении отдельно подчеркнула: Татарстан не особенный регион, и теплоснабжающие организации сталкиваются с теми же сложностями, что и коллеги из Башкирии.

Большинство специалистов уверены: сегодня теплоснабжение все-таки больше обязанность, чем бизнес, прежде всего, из-за отсутствия маржинальности и огромной социальной ответственности. Пример Уфимских инженерных сетей ("УИС") свидетельствует о том, что некоторым компаниям порою легче отстаивать свои интересы, войдя в процедуру банкротства. Гендиректор МУП "УИС" Максим Петров подчеркнул: банкротство было вынужденной мерой из-за сильной закредитованности и необеспеченности затрат тарифными решениями, допущенными прежними руководителями предприятия. Сейчас МУП продолжает доставлять теплоэнергию потребителю в полной мере и даже умудряется повышать энергоэффективность на своих объектах.

- Процедура банкротства позволила нам заявить некоторым потребителям (бани, прачечные, больницы), что мы больше не можем с ними работать в убыток: либо договариваемся об экономически обоснованном тарифе либо котельную просто не обслуживаем. Таким образом, на некоторых объектах договорная цена достигла пяти-десяти тысяч рублей за одну гагикалорию, некоторые решили закрыться, а другие перешли на электроэнергию, - заявил Максим Петров.

Подводя итог, генеральный директор ООО "БГК" Александр Симановский подчеркнул, что в Башкирии нет нерешаемых вопросов, но есть нерешенные. Теплоэнергетики намерены добиваться изменений в нормативных актах, чтобы сохранить качество и надежность предоставляемых населению услуг.

Справка "РГ"

ООО "Башкирская генерирующая компания" (ООО "БГК") - одна из крупнейших региональных энергетических компаний России, входящая в состав международного диверсифицированного холдинга ПАО "Интер РАО". Управляет генерирующими активами на территории Республики Башкортостан и координирует работу дочерних обществ ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" (ООО "БашРТС") и ООО "Башэнерготранс".

На правах рекламы

Башкортостан Пермский край Кировская область Марий Эл Мордовия Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Татарстан Удмуртия Ульяновская область Чувашская республика Башкортостан Пермский край Приволжье Волга-Кама Средняя Волга