И Россия, и Беларусь проводят большую работу по цифровизации инструментов торгового финансирования. Такие инструменты дают покупателям отсрочку платежа на приобретаемый товар или услугу и предполагают расчеты по трансграничным торговым операциям. В процессе торгового финансирования участвуют покупатели (импортеры), продавцы (экспортеры) и посредники (банки, страховые компании, перевозчики). Безопасность и прозрачность платежей обеспечивают гарантии, аккредитивы и эскроу-счета - эти документарные операции и будут проводиться через IT-платформу.
Например, покупатель обращается в банк с заявлением на открытие аккредитива - условного денежного обязательства на сумму, положенную продавцу за отгруженный товар. Со стороны продавца свидетельством о выполнении договора могут быть документы, подтверждающие отгрузку. Когда товар передан покупателю, продавец направляет в банк соответствующие документы. Банк покупателя платит по аккредитиву согласно полученным из исполняющего банка инструкциям. Все это занимает много времени, требует большого количества ресурсов. Благодаря IT-платформам время на проведение операций сокращается.
По словам Илоны Ледницкой, в рамках цифровизации сегмента торгового финансирования в Беларуси проводится работа по организации электронного обращения банковских гарантий между банками и таможенными органами. Таможенные гарантии составляют 42% от общего объема гарантий, выпущенных банками в 2018 году. Выпуск гарантии в электронном виде исключит возможность подделки банковской гарантии на бумажном носителе. Для этого будет использована технология с элементами блокчейн.
Для дальнейшего развития инструментов торгового финансирования Нацбанк Беларуси совершенствует законодательство. Это делается в том числе для расширения правового поля использования факторинга - планируется, что эту операцию смогут выполнять не только банки, но и другие организации, что будет способствовать развитию бизнеса (особенно малого и среднего).
В России факторинг также становится все более цифровым. "Развитие цифровизации факторинговых услуг, сопровождающееся ростом числа сделок электронного факторинга (в частности, через факторинговую платформу FactorPlat за 2018 год был профинансирован 1 миллион поставок против 546 тысяч сделок за 2017-й), способствовало повышению оперативности и качества клиентского сервиса, - рассказала младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Мария Зинина. - Как следствие, цифровизация факторинговых сделок оказала влияние на снижение стоимости факторинга, что повысило его привлекательность для клиентов (число активных клиентов факторов выросло с 5317 до 5577 за 2018 год)".