Выставку подготовил Государственный литературный музей "ХХ век", и в течение юбилейного года она успела побывать в разных местах - в библиотеке Сестрорецка, в театре "Балтийский дом" на премьере спектакля "Зощенко. Зощенко. Зощенко. Зощенко"...
Главные экспонаты здесь - макеты персонажей, созданные художником Татьяной Елатомцевой и ее командой. Герои "Аристократки", "Бани", "Нервных людей" и других рассказов Зощенко явлены нам с той же симпатией и неувядающим юмором, какими и вошли они в мир нашей литературы. Примечательно, что устроены макеты таким образом, что рассматривать их можно с любой стороны: здесь, словно в огромной коммунальной квартире или советском учреждении, перенасыщенном обитателями, даны все подробности их жизни.
Не менее важной составляющей выставки является огромный биографический и литературоведческий материал, представленный на планшетах.
- Самый вдохновляющий документ, особенно по мнению школьников, - гимназический аттестат Михаила Зощенко, - улыбается заместитель директора музея Наталия Арефьева.
И впрямь: помимо четверок по географии и Закону Божьему в нем - сплошные тройки.
Однако такое начало пути не помешало Зощенко стать писателем, которым восхищались такие тонкие ценители литературы, как Ахматова, Горький, Чуковский. А уж про его повсеместную славу у так называемого "простого читателя" и говорить не приходится. Кстати, на стендах есть высказывания великих о Зощенко и цитаты читательских писем к нему - порой неуклюжих, нелепых, но таких доверчивых и трогательных.
Отдельный раздел выставки посвящен женщинам Зощенко. Не всем, конечно: известно, что он, красавец и тонкий психолог, был покорителем женских сердец. Устроители выставки представили здесь тех, кто действительно сыграл в его жизни заметную роль и чьими фотографиями и письмами к Зощенко располагает музей. Образы Нины Дейнека, Лидии Чаловой, Веры Кербиц-Кербицкой удалось раскрыть достаточно полно.
Записные книжки писателя, схемы его работы над самой исповедальной повестью "Перед восходом солнца", почти медицинское вскрытие собственного подсознания - все это тоже нашло свое отражение на выставке.
Но более всего трогает раздел, посвященный позорному постановлению ЦК "О журналах "Звезда" и "Ленинград". Доклад Жданова с неприличной бранью в адрес писателя весь испещрен пометками.
- Судя по всему, эти подчеркивания синим карандашом делал сам писатель, - говорит Наталия Арефьева. - Ему ведь надо было как-то осмыслить этот бред, найти способы от него защититься…
Письмо Сталину, полное чувства собственного достоинства, перечеркивается одной хамской фразой вождя, вынесенной поперек планшета: "Разве этот дурак, писака Зощенко, балаганный рассказчик, может воспитывать?.."
Время все расставило по своим местам. Зощенко читают и перечитывают. И да, воспитываются на его рассказах. А литературными трудами генералиссимуса интересуются сегодня разве что узкие специалисты.