02.12.2019 11:30
Культура

Опубликован новый роман Дмитрия Полякова-Катина "Берлинская жара"

Текст:  Георгий Санников (полковник разведки в отставке, писатель)
Современному читателю трудно представить себе Берлин 1943 года. Так что следует поблагодарить тех историков и литераторов, которые делают это для нас возможным с легкостью, присущей писателю Дмитрию Полякову-Катину, порадовавшего романом "Берлинская жара".
Читать на сайте RG.RU

Несколько десятков лет назад такую же трудную работу проделал Юлиан Семенов, опубликовавший в журнале "Знамя" знаменитый роман "Семнадцать мгновений весны". Роману, кстати, летом этого года исполнилось ровно 50 лет. Но тогда, в 1969 году, каждый второй житель страны сам помнил войну. Сегодня читатель совсем другой.

Как фильм "Семнадцать мгновений весны" стал народным достоянием

Роман Полякова-Катина "Берлинская жара" продолжает традицию, заложенную Юлианом Семеновым. Книга переполнена захватывающими событиями, которым придан окрас документальности, она возрождает атмосферу далекого 1943 года. Постепенно, с каждой перевернутой страницей возникают звуки, начинают ощущаться запахи того, далекого Берлина, появляются лица самих берлинцев.

Столица фашистской Германии еще сыта и довольна, там еще верят в победу. Город еще не познал до конца кошмара постоянных бомбардировок, хотя чувство тревоги уже зародилось и никак не уходит прочь. Берлин по-прежнему чист и накрахмален, в нем сохраняется традиционный немецкий порядок. Ну, и конечно, все, буквально все, пронизано духом прусской военщины.

Среди этой, в общем-то, благополучной повседневности есть место тайне, интриге, кровавой игре, схватке двух разведок. И в центре этого невидимого действа советский разведчик и его помощники.

В центре Берлина рядом с рейхсканцелярией фюрера стоит отель "Адлерхоф". Шикарный, ставший чем-то вроде клуба для избранных, "Адлерхоф" притягивал к себе всех крупных чиновников, высокопоставленных военных и дипломатов. Именно здесь трудится резидент советской разведки, он же управляющий отеля Хартман. По высокому положению такая категория гражданских лиц получала в рейхе звание в системе СС. Хартман - оберштурмбаннфюрер. Это впечатляет всех имевших с ним дело и обеспечивает безопасность. Родина Хартмана - Испания. Это соответствует действительности. Именно там советский разведчик прошел свое боевое крещение. Первая любовь и первая потеря любимой, убитой нацистами. Первая незаживающая рана. В далекой России растет сын… В Германии перед ним поставлена задача: проникнуть в секреты создания рейхом оружия возмездия - сверхмощной бомбы.

Это сегодня, через 75 лет после окончания войны, мы спокойно говорим об атомных проектах Германии, США и СССР. А тогда это была не просто тайна, а самый охраняемый в мире секрет. Тогда люди, задействованные в этих проектах, держали в своих руках судьбы миллионов, целые страны и народы. Битва за обладание секретами использования атомной энергии была смертельной. Этим и занимается герой романа "Берлинская жара". Немцы уже серьезно продвинулись в разработке ядерного оружия. В их распоряжении не только выдающиеся европейские умы, но и ресурсы всей Европы, всех стран, которые входили в гитлеровскую коалицию. Они быстро подходят к тест-эксперименту и успешно проводят его. Выполнить задание Центра почти невозможно, но Москва торопит своего резидента.

Сам роман разбит на короткие главки, каждая из которых несет свой заряд, свою мысль. Но, несмотря ни на какие успехи в разработке сверхоружия, политическая мозаика упорно складывается в одну и ту же картину грядущего разгрома нацистской Германии.

Обозреватель "РГ" рассказал о книгах, мимо которых не стоит проходить

Но какой ценой была достигнута наша победа? Чем пришлось заплатить нашей стране за разгром Третьего Рейха? Какие потери понесла советская разведка на пути к немецким военным тайнам? Обо всем этом Поляков-Катин пишет с такой откровенностью, будто он был участником событий 1943 года. Трагических событий.

Перспектива появления сверхмощного оружия стала большой нравственной проблемой. С этой точки зрения в романе следует обратить внимание на поразительную встречу ведущего физика-ядерщика Гейзенберга с пастором сельской церкви. Они беседуют о добре и зле. Совесть ученого в смятении. Намеченный тест-эксперимент - дело его рук - должен перевернуть представление человечества о жизни. Испытания подтолкнут мир к неминуемой гибели. Но где же та грань, где добро превращается в зло?

Пастор мудр: "Человеческую совесть формирует выбор - служба либо Богу, либо дьяволу, добру или злу". И добавляет: "Не ошибитесь с выбором".

Настоящая, безо всяких выдумок история показала, что выбор в ядерной гонке учеными-ядерщиками был сделан. В американском Лос-Аламосе во второй половине 1940-х годов нашлись те, кто счел своим долгом отдать Советской России атомные тайны. И это тоже часть работы советской разведки.

Но разве только перед ученым стоит подобный выбор? Перед советским резидентом в Берлине тоже. И в этом смысле профессия разведчика очень, очень сложна. Особенно, если выполнение задания находится на грани срыва, а в Центре начинают испытывать недоверие к собственному резиденту, связь с которым прекратилась после гибели радистки. Москва приняла последние слова умирающей.

Оставшись без связи с Москвой, Хартман вынужден принимать самостоятельные решения. Он ведет умную смертельно опасную игру с противником и выигрывает схватку. Роман заканчивается гибелью резидента и его товарищей. Без слащавого хэппи-энда книга становится более честной и живой.

Литература