Агентство Рейтер со ссылкой на свои источники сообщило, что комитет ОПЕК+ уже в этом году может продлить соглашение сразу до июня. В свою очередь, представители российских нефтедобывающих компаний на совещании в минэнерго предложили не менять принятые квоты по сокращению добычи до марта, когда истекает срок действующего соглашения. По мнению некоторых экспертов, на декабрьской встрече возможно продление сделки без увеличения квот сокращения, с некоторыми изменениями в ее формате и задачах.
"На мой взгляд, по итогам заседания стран ОПЕК+ 5 декабря сенсации не будет, так как на данном этапе речь идет лишь о пролонгации соглашения, а не о дополнительном сокращении добычи - считает аналитик "Финам" Сергей Дроздов. - Но если картель и его союзники не продлят соглашение до июня, то спекулянты могут расценить это как полумеру, и фьючерсные контракты на Brent и WTI окажутся под серьезным давлением".
Первоначально воспринимаемая как краткосрочная, вынужденная мера, сделка ОПЕК+ превратилась в серьезный инструмент влияния на мировой нефтяной рынок. Поднять котировки "черного золота" после падения 2014-2016 годов до приемлемых значений для нефтедобывающих государств удалось достаточно быстро. Но стабилизировать рынок не получается по сей день. Главной противодействующей этому силой оказалась сланцевая добыча нефти в США, растущая уже третий год.
"Возможно, что одной из целей соглашения ОПЕК+ и его продлений были не попытки отрегулировать рынок, а желание поддержать цену нефти на определенном уровне, комфортном для партнеров по соглашению, - считает партнер GKEM Analytica, профессор НИУ ВШЭ Евгений Гавриленков, - при этом отдав некоторую долю рынка американским компаниям, развивающим добычу нефти из сланцев".
У государств, вошедших в пакт о сокращении добычи, были одни цели, но разные градации их успешности. Саудовская Аравия и Россия являются основными драйверами сокращения и объединяющей силой пакта. Но если нашу страну в целом устраивала стоимость нефти в районе 60 долларов за баррель, то для Саудовской Аравии она была недостаточна из-за IPO Saudi Aramco. Теперь же, по-видимому, королевство смирилось со сложившейся конъюнктурой на нефтяном рынке и лучших условий для IPO ждать не хочет.
"Саудовской Аравии для успешного размещения акций Saudi Aramco важно было показать инвесторам хорошую динамику прибыли, что и было сделано, - пояснил Евгений Гавриленков. - Не исключено, что после того, как это размещение состоится, соглашение ОПЕК+ будет модифицировано таким образом, что значительная часть добытчиков сланцевой нефти станут нерентабельными (задолженность многих таких компаний продолжает расти)".
На декабрьской встрече можно ожидать и некоторых изменений в формате сделки. Например, требования к участникам более строго соблюдать условия сокращения добычи. "Это касается Саудовской Аравии, которая уже выражает недовольство тем, что практически в одиночку нивелирует последствия избыточного производства нефти другими участниками пакта, - считает Сергей Дроздов. - Скорее всего, королевство сконцентрируется на вопросе соблюдения обязательств другими странами".
При этом Россия и Саудовская Аравия вполне могут договориться не о сокращении добычи, а о мерах по возвращению части рынка, потерянной в результате сокращения. У обеих стран в сфере добычи нефти запас прочности выше, чем у американских сланцевиков. "Поскольку Россия уже вступила в эту игру, то имеет смысл доиграть ее до конца, поддерживая сотрудничество с Саудовской Аравией, которая, видимо, планирует вернуть временно утерянную долю рынка", - полагает Евгений Гавриленков.
"Для российских компаний и государства в целом дальнейшее сокращение добычи нефти - весьма невыгодный сценарий, - считает Сергей Дроздов. - Однако в условиях жесткой конкуренции со стороны стран, не присоединившихся к соглашению ОПЕК+, и в первую очередь США, партнерство с ОПЕК для России дает возможность влияния на мировом нефтяном рынке".