10.12.2019 20:16
Культура

Молодежная оперная программа Большого театра отметила свое 10-летие

Молодежная оперная программа Большого театра отметила свое 10-летие
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №279 (8037)
Свой первый круглый юбилей выпускники и участники Молодежной программы Большого театра отметили масштабно: на Исторической сцене, раритетной программой, услышать которую в исполнении российских певцов чрезвычайно интересно. Это была настоящая феерия мировой оперы и российской вокальной школы: арии и дуэты из знаменитых оперных шедевров и партитур, практически не звучащих в России, - Доницетти, Делиба, Тома, Гуно, Делиба, Массне, Бизе, Вагнера, Пуччини, Рихарда Штрауса, Чилеа и, конечно, Верди, Римского-Корсакова, Чайковского. Молодые певцы, дебютировавшие в последнее десятилетие на сцене Большого театра в рамках программы, оказались активно востребованными на крупнейших оперных сценах мира. На юбилейный концерт своей альма-матер они прилетели из 46 театров разных стран. На сцене с ними выступил оркестр Большого театра под руководством энергичного маэстро Александра Сладковского.
/ Предоставлено пресс-службой Большого театра
Читать на сайте RG.RU

Когда в финале участники юбилейного концерта выстроились вместе со своим руководителем Дмитрием Вдовиным и педагогами Молодежной программы у рампы Исторической сцены, ощущение у всех было одно: это триумф. Причем не только у певцов и их педагогов, но и тех, кто десять лет назад решился развернуть в Большом театре, находящемся тогда на реконструкции, программу для молодых артистов, ориентированную на потребности современного оперного театра. В тот период Большой театр испытывал острый дефицит в ярких новых именах, по сути переживая тяжелый разрыв поколений: звезды советской эпохи уже покинули театр, а певцы новой формации активно осваивали зарубежные оперные территории. Большой театр не мог больше презентовать в национальном масштабе эталонный исполнительский стандарт.

Мария Гулегина о том, как выразительно спеть оперу

В этом контексте идея создания программы для молодых певцов в театре, инициированная Михаилом Фихтенгольцем и Дмитрием Вдовиным и поддержанная тогдашним Гендиректором Анатолием Иксановым, а затем и Владимиром Уриным, оказалась решающей для восстановления творческого баланса оперной труппы Большого театра. Уже с первого сезона своего существования МОП стала выводить на сцену своих певцов: Венера Гимадиева, Ульяна Алексюк, Оксана Волкова, Александра Кадурина, Борис Рудак, Павел Колгатин и др. Далее последовали десятки дебютов учеников и их побед на международных конкурсах, в числе которых и золотая медаль XVI Конкурса Чайковского у Марии Бараковой (меццо-сопрано), нынешней участницы МОП. Устроена эта программа была сразу так, что певцы в ежедневном режиме занимаются вокальным, актерским мастерством, четырьмя языками, на которых написан основной корпус оперной литературы (итальянский, немецкий, французский, английский), работают над оперными партиями, вокальными стилями, культурным контекстом произведений, в том числе - в формате мастер-классов, вести которые приглашают выдающихся певцов, дирижеров, режиссеров современности.

Неудивительно, что молодые артисты, прошедшие через МОП Большого театра, оказались реально готовыми к тем универсальным задачам, которые ставит перед сегодняшними певцами оперная сцена. Из более чем полусотни артистов, выпущенных за десять лет существования программы, 14 из них перешли в труппу Большого театра. Сегодня четверо продолжают оставаться в труппе и практически все выпускники поют на крупнейших оперных сценах мира - от Владивостока и Екатеринбурга до лондонского Ковент-Гардена и Метрополитен-оперы в Нью-Йорке.

В омском премьерном "Онегине" споет звезда мировой оперной сцены

Факт, но Молодежную программу Большого театра считают уникальной подобные ей кампании в мире, с которыми МОП сегодня сотрудничает, делает совместные проекты и обменные стажировки: Академия Ла Скала в Милане, Академия Maggio Musicale во Флоренции, Россиниевская академия в Пезаро, Молодежная программа Римской оперы, Молодежная оперная программа Линдеманн при Метрополитен-опере, Молодежная программа Доминго-Кафритца Вашингтонской Национальной оперы, Академия Парижской оперы и др. Но для главы МОП Дмитрия Вдовина не менее важно, что программа Большого театра поддерживает молодых певцов из Беларуси, Украины, Армении, Молдавии, Грузии, Азербайджана, сохраняя важные человеческие и культурные связи государств, составлявших когда-то одно целое. И если в искусстве он воспитывает в своих учениках чувство меры и баланса - как главных составляющих гармоничного результата, то в жизни ценит их дружеские, а не конкурентные отношения. Именно поэтому три с половиной десятка выпускников и артистов МОП и гости из Академии Ла Скала (Катерина Пива) и Молодежной программы Вашингтонской оперы (Александрия Шайнер) , собравшиеся на Исторической сцене Большого театра в финале концерта вместе, спели с таким радостным, как от встречи давних друзей, настроением заключительную сцену из оперетты Шостаковича "Москва, Черемушки", завершившуюся веселым гимном: "И все мечты сбываются у всех, кто здесь живет".

Справка "РГ"

За 10 лет МОП выпустила 55 певцов и 14 пианистов-концертмейстеров.

В спектаклях Большого театра состоялось 270 дебютов участников МОП, было исполнено 100 концертных программ.

Гастрольные маршруты МОП прошли по 40 городам мира, в спектаклях Большого театра - в 11 странах.

Участники МОП завоевали 35 премий на Международных конкурсах.

Музыкальный театр Москва Столица