24.12.2019 11:05
Башкортостан

АО "Транснефть - Урал" модернизировало систему управления

АО "Транснефть - Урал" совершенствует производственные мощности
Текст:  Малика Азнаева (Уфа)
Российская газета - Экономика Поволжья: №290 (8048)
Когда оказываешься в диспетчерском управлении "Транснефть - Урал", понимаешь, что будущее уже наступило: раздвижные стеклянные двери, огромные экраны, на которых сменяются схемы и графики, чуть слышный гул техники… Но это лишь внешнее проявление огромного шага вперед. А суть его вот в чем: теперь контролировать транспортировку нефти и нефтепродуктов в масштабах всего предприятия стало возможно из одной точки.
/ Пресс-служба АО "Транснефть - Урал"
Читать на сайте RG.RU

Восемь с половиной тысячи километров трубопроводов на территории нескольких регионов России, по которым без остановки движутся нефть и дизельное топливо, десятки перекачивающих станций, сотни мощных насосов, тысячи задвижек - их работа отражается в режиме реального времени на больших экранах, в цифрах и диаграммах. Достаточно только нажать клавишу, чтобы изменить режим перекачки, скорректировать загрузку нефтепровода, открыть или закрыть задвижку, где бы она ни находилась: в башкирской степи, Уральских горах, лесах и болотах Зауралья - везде, где тянутся обслуживаемые предприятием трубопроводы.

Работой комплекса сложнейшего оборудования управляют настоящие профессионалы, знающие все его возможности. И этот союз высококвалифицированных специалистов и самой современной техники способен творить чудеса. Это стало возможным благодаря Единой системе диспетчерского управления (ЕСДУ), которую внедрили на предприятии несколько месяцев назад.

- На использование системы мы перешли в сентябре, - рассказал начальник диспетчерского управления Айрат Уразметов. - Переход был плановым, но, чтобы он состоялся, потребовалась большая подготовительная работа, которая велась около двух лет. За минувшие три месяца мы смогли убедиться в том, что поднялись на качественно новую ступень организации работы.

Преимущества, которые дает предприятию ЕСДУ, огромные. В зону ответственности АО "Транснефть - Урал" полностью или частично входят Башкортостан, Курганская, Челябинская, Оренбургская и Самарская области, есть объекты предприятия в Удмуртии и Пермском крае. Под контролем диспетчеров транспортировка более 140 миллионов тонн нефти и 12 миллионов тонн нефтепродуктов в год.

До недавнего времени управление транспортировкой на этой огромной территории осуществлялось на местах - в районных диспетчерских пунктах (РДП). Каждому диспетчеру был доступен лишь его участок большой системы трубопроводов, а всю картину видели только в территориальном диспетчерском пункте в Уфе. Но видеть-то видели, а управлять не могли: чтобы что-то изменить, нужно было связаться с диспетчером в РДП.

Теперь же вся информация, объем которой значительно вырос, поступает в Уфу напрямую, и столичные диспетчеры могут не просто контролировать режим перекачки, а непосредственно управлять им. При этом пользуются сведениями, которые диспетчерам на местах ранее были недоступны: в любой момент можно сделать глубокий анализ параметров транспортировки в динамике или вывести на экран все данные о состоянии оборудования…

Под контролем диспетчеров транспортировка более 140 миллионов тонн нефти и 12 миллионов тонн нефтепродуктов в год

- Конечно, внедрение системы потребовало масштабного технического переоснащения как в центре, так и на местах, и на линейной части "трубы", - говорит Айрат Уразметов. - В частности, теперь именно в Уфе установлены все серверы, которые обеспечивают работоспособность средств контроля и управления. А отладка и настройка программного обеспечения по степени важности и сложности ничуть не уступали самому переоснащению.

Введение ЕСДУ в эксплуатацию действительно стало важным событием для предприятия. Однако при всей своей значимости оно лишь часть масштабного развития производственных мощностей АО "Транснефть - Урал". Ежегодно реконструируют более 150 километров магистральных трубопроводов, строят резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов, устанавливают новые насосы, модернизируют автоматизированные системы управления. Эта большая и кропотливая работа ведется в "Транснефть - Урал" постоянно, она распланирована на многие годы вперед. Что особенно важно, практически все новое оборудование имеет пометку "Сделано в России". В том числе и на заводах самой "Транснефти": компания локализовала производство магистральных насосов и электродвигателей (единственное в России), освоила выпуск систем автоматики и шкафов телемеханики, широкой линейки электроприводов и других видов оборудования.

И вот он, комплексный подход во всей своей полноте: обновляя производственные мощности, нефтепроводчики одновременно решают и другие задачи. Например, замена устаревшей котельной на современную блочно-модульную дает не только повышение надежности теплоснабжения, но и снижение расхода энергоресурсов, а также уменьшение экологической нагрузки. Одновременно реконструируют тепловые сети, в зданиях устанавливают индивидуальные тепловые пункты. Новая автотехника удобная и безопасная, а еще оснащена экономичными двигателями. Современное энергетическое оборудование надежное и потребляет меньше электроэнергии… В результате на электричестве, моторном и печном топливе, тепловой энергии ежегодно экономят десятки миллионов рублей.

Справка

Работа товарно-транспортных, диспетчерских и метрологических подразделений "Транснефть - Урал" по итогам 2018 года признана лучшей среди всех организаций системы "Транснефть".

Цифра

61 человек трудится в диспетчерском управлении АО "Транснефть - Урал".

На правах рекламы

Башкортостан Пермский край Кировская область Марий Эл Мордовия Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Татарстан Удмуртия Ульяновская область Чувашская республика Башкортостан Пермский край Приволжье Волга-Кама Средняя Волга