20.02.2020 22:23
Культура

Фильм открытия Берлинале представил женский взгляд на мир

Текст:  Валерий Кичин
Фильм открытия 70-го Берлинского фестиваля во многом поколебал прогнозы прессы относительно новой художественной политики Берлинале.
/ © micro_scope
Читать на сайте RG.RU

Как известно, арт-директором форума теперь назначен Карло Шатриан, бывший журналист и критик, до сих пор возглавлявший фестиваль в Локарно. Так как Локарно специализируется на так называемых радикальных образцах артхаусного кино, на формальном эксперименте и новаторских опытах в области киноязыка, то многие с радостью, а многие с тревогой ожидают, что Шатриан реализует эти свои пристрастия и в Берлине. Так заставляет думать, в частности, приглашение в конкурс нескольких "актуальных", но нигде, кроме Локарно, не признававшихся режиссеров, интерес к явлениям, имеющим отношение не столько к искусству, сколько к скандалу. Резко изменилась и атмосфера фестиваля - словно вместо сеанса рисования пошел урок тригонометрии. Экс-директор Дитер Косслик был природным шоуменом и превратил в шоу весь Берлинале с его программами "Кулинарное кино" и разъезжающими на метро медведями на рекламных постерах. Все это резко упразднено, на плакатах торжествует строгая геометрия, праздничный тон стал сугубо деловым, программа уплотнилась до предела: в ней появился новый конкурс "Столкновения", обещающий что-то уж совсем радикальное.

На Берлинале покажут "Город уснул" Марии Игнатенко

В этом смысле выбор фильма для церемонии открытия считается пробным камнем. "Мой год Сэлинджера" канадского режиссера Филиппа Фалардо дает надежду, что новая дирекция понимает разницу между маргинальным фестивалем "для избранных" в Локарно и демократическим, ориентированным на широкую публику Берлинале. Это не лишенная сантиментов история девушки, которая нанимается на работу в качестве ассистентки литературного агента знаменитого автора романа "Над пропастью во ржи" и должна отвечать на приходящие мешками письма поклонников Сэлинджера. Действие происходит в Нью-Йорке 90-х, когда компьютеры только начинали входить в быт. Юная амбициозная поэтесса Джоанна (Маргарет Куэлли) приходит в престижное литературное агентство, которым руководит закоренелая консерваторша (Сигурни Уивер), не признающая компьютеров и требующая от нее писать свои отчеты на дряхлой машинке. Сам Сэлинджер в фильме присутствует только телефонным голосом, как невидимый бог, как Гудвин великий и милосердный. В этой опрокинутой в прошлое среде Джоанна пробудет только год, взрослея на наших глазах, открывая для себя людские характеры, учась выстраивать отношения с коллегами и переоценивать любовные привязанности. Своего рода "драма обретения зрелости" построена на нюансах, на филигранной игре актеров и принадлежит столь же архаусу, сколь и мейнстриму. В ней нет вычурной амбициозности, свойственной "радикальному кино", и это спокойное, достойное, интеллигентное начало фестиваля обнадеживает.

Это первый фильм Фалардо, где главный персонаж - женщина, и события даны с женской точки зрения. В этом смысле он вполне укладывается в новейшую тенденцию уравнять "женский" мир с "мужским", явственно отдавая первому предпочтение. Это обстоятельство, как признался на пресс-конференции 52-летний канадец, стало для него источником серьезных треволнений:

Берлинале защищается от коронавируса

- Честно говоря, эта картина заставила меня сомневаться в себе. Прочитав книгу воспоминаний Джоанны Ракофф о литературном Нью-Йорке, я сразу понял, что хочу ее экранизировать. Именно потому, что она представляет сугубо женский взгляд. До сих пор я делал кино с героями-мужчинами, и хотелось задать новому фильму какой-то иной ракурс. Эту возможность я и увидел в книге Джоанны и, работая над сценарием, старался придерживаться заданного ею ракурса. Должен признаться, что роман Сэлинджера "Над пропастью во ржи", который люди обычно открывают для себя лет в пятнадцать-двадцать, я прочитал только три года назад - благодаря книге Джоанны Ракофф. Роман оказался таким же актуальным и теперь. Когда Сэлинджер его писал, было как-то не принято говорить вслух о депрессии и прочих психических расстройствах, это было табу. Писатель обо всем этом рассказал, книга стала популярной и любимой - получается, что он далеко опередил свое время… Мне повезло и с актрисой на главную роль. Маргарет Куэлли я увидел в фильме "Послушница", потом в рекламе фирмы Kenzo, где режиссером был Спайк Ли, и понял, что это актриса высокого класса. Теперь ее все запомнили по роли Кошечки в фильме Квентина Тарантино "Однажды в… Голливуде", и думаю, что никто не сомневается: это будущая суперзвезда.

Досье "РГ"

Филипп Фалардо не новичок на Берлинале: в 2009 году он представлял свою ленту "Клянусь, это не я!" в программе Generation и получил Гран-При жюри Generation Kplus, а также приз "Хрустальный медведь" за лучший фильм. Кроме того, Фалардо - автор сценария и постановщик номинированного на "Оскар" фильма "Господин Лазар" и драмы "Ложь во спасение" с Риз Уизерспун в главной роли.

Мировое кино