Одна из главных проблем, которая обсуждалась и на пленарных заседаниях, и в кулуарах, - это доступ к дешевым кредитам. Фермеры потребовали от госбанков упростить условия кредитования для проверенных, надежных заемщиков и без всякого залога выдавать кредиты.
- В стране резко сократилось количество фермерских хозяйств. Почему это произошло? - рассуждает член АККОР, фермер Сергей Балаев. - Основная причина - фермерам недоступны деньги. Кредиты им не то чтобы не дают, но количество одобренных заявок несравнимо с заявками поданными. При этом агрохолдингам кредиты дают на раз. Отсутствуют и доступные точки сбыта: сельскохозяйственных рынков недостаточно, на те, которые остались, попасть можно только через перекупщиков, но продажи там, скорее всего, не будут покрывать издержек. Основные продажи идут через торговые сети, но вход туда для фермеров пока закрыт из-за целого ряда причин.
Еще несколько лет назад на всероссийской конференции по продовольствию в Ростове-на-Дону занимавший тогда должность министра сельского хозяйства Александр Ткачев признал перекос господдержки в сторону крупных холдингов и отметил, что ситуация будет меняться. И в программу развития сельского хозяйства сейчас действительно добавляют новые виды господдержки. В Ростовской области, например, динамика сельхозпроизводства во многих направлениях растет как раз за счет фермерских хозяйств. Согласно данным правительства региона, фермеры обеспечивают производство 35 процентов зерновых и зернобобовых, 20 процентов овощей, 13 процентов мяса и девяти процентов молока. При этом около 40 процентов всех денег направляется на потребности малых хозяйств, а это около 1,4 миллиарда рублей ежегодно. Сегодня донские кооперативы могут получить субсидии в размере 15 процентов от затрат на закупку сельхозпродукции, если покупают ее у членов своего же кооператива (сразу плюс 15 процентов к рентабельности). А если хозяин решит купить для кооператива сельхозтехнику, теплицы, оборудование для переработки или мобильные торговые объекты, то государство компенсирует уже половину всех затрат. Таких условий нет, пожалуй, ни в одной другой отрасли, говорят эксперты.
Как сказал министр сельского хозяйства региона Константин Рачаловский, катализатором фермерского производства последних лет стали грантовые программы.
- С 2019 года у нас появилась региональная система поддержки фермеров и развития сельской кооперации, - отметил Рачаловский. - Задача на 2020 год - вовлечь в сельхозпроизводство 124 субъекта малого предпринимательства с приоритетом развития мясного и молочного животноводства, выращивания бобовых и кормовых культур, а также многолетних насаждений.
Замминистра сельского хозяйства РФ Оксана Лут подчеркнула, что основной проблемой фермеров является доступ к организованным точкам продаж. И она же сразу анонсировала новый вид господдержки - организацию фермерской сети магазинов.
- Обязательно нужна собственная линия продаж. Мы будем продумывать меры поддержки этого направления. Первое, что нужно, - это финансирование со стороны Россельхозбанка, нашего основного кредитного учреждения. Фермеры не должны финансово зависеть от сетей и должны иметь возможность продавать продукцию самостоятельно, - отметила замминистра.
Владимир Плотников, глава Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств России:
- Относительно кредитования фермерских хозяйств вопросы пока остаются. Необходимо готовить много бумаг, затягиваются сроки, есть несправедливость коэффициентов по залогам. Об одном хочу сказать особо. Это касается тех, кто постоянно кредитуется в банке, проверенных и надежных заемщиков. Фермер уже много раз брал кредиты. О его хозяйстве банку все известно. Но он снова и снова должен предоставлять полный пакет документов. Зачем это нужно?