"Подчеркну, что по отчету торговых сетей товарные запасы по социально значимым категориям товаров в России сформированы в среднем на 8 недель, лишь по ряду позиций категории "фреш" создать достаточные запасы физически невозможно. Кроме того, в некоторых небольших магазинах формирование товарных запасов затруднено из-за ограниченности площадей", - рассказал Евтухов.
По его словам, за последнюю неделю (8-15 марта 2020 года) торговые сети фиксировали рост спроса на крупы, макароны, стиральные порошки, санитайзеры. Однако речи о дефиците не идет. Как отметил Евтухов, Минпромторг ведет мониторинг текущей ситуации. В частности, торговые сети ежедневно докладывают в ведомство о товарных остатках на вечер.
Избежать дефицита товаров позволяет работа торговых сетей - они заблаговременно договариваются с поставщиками по дополнительным поставкам товаров, пользующихся повышенным спросом. "В настоящее время все поставщики подтвердили возможность дополнительных поставок данных категорий товаров на текущей неделе с большим запасом. Так что, объективно, сегодня отсутствие товара на полке в какой-либо из сетей означает лишь то, что в связи с повысившимся спросом его просто не успели выложить", - пояснил Виктор Евтухов.
На увеличение объемов продаж сказалось несколько факторов. В их числе: повышение курса валют и ажиотаж вокруг коронавируса, который был спровоцирован карантином в Европе и фотографиями пустых полок в магазинах. Повлияли на увеличение спроса и праздничные дни, включая Международный женский день, Масленицу, а также начало Великого Поста. Во время православного поста традиционно растет потребление круп и бакалеи в целом.
Что касается мер безопасности, то по словам Евтухова, некоторые отечественные сети уже разработали карту рисков и план действий в чрезвычайной ситуации. Так, для офисных сотрудников предусмотрен вариант удаленной работы из дома.
При этом в приоритете объектов торговли остаются постоянно заполненный полки. "Обеспечение
полной загрузки полок возможно при наличии примерно 50% персонала в магазинах (на случай, если часть работников заболеет). На случай заболеваемости также прорабатывается и перераспределение сотрудников между магазинами, и возможность привлечения рабочей силы на аутсорсинге", - сказал Евтухов.
Кроме того, в гипермаркетах планируется открывать дополнительные кассы самообслуживания.