Первые посетители заходят в помещение, осматривая фотографии, рисунки, емкости с семенами и бутыли с золотистым маслом. Можно попробовать самому вручную отжать немного маслица с помощью устройства, похожего на мясорубку. А можно отведать горчичного масла, обмакнув в него кусочек ржаного хлеба.
Острая добавка к пище известна давно. Например, до нас дошел исторический анекдот, как персидский царь Дарий III послал великому завоевателю Александру Македонскому большой куль с семенами кунжута, показывая, как много у него воинов. Александр в ответ отправил мешочек с зернышками горчицы: мол, моя армия поменьше, зато ого-го какая крепкая!
По Европе горчицу распространили римские легионеры: они смешивали семена с кислым виноградным соком и пили эту микстуру для согрева. Постепенно сформировались два крупных центра производства: в Англии и Франции.
- В Дижоне делали горчицу на любой вкус. Даже выпускали дамскую в красивом флаконе с этикеткой "Упаковка достойна содержания". В шекспировском "Генрихе IV" также упоминается это кушанье, правда, как эквивалент глупости: "Ум у него тяжелый, как густая тьюксберийская горчица", - рассказывает экскурсовод Анастасия Балабина. - В Россию растение попало достаточно давно. При раскопках под Смоленском нашли глиняный сосуд с надписью "горохша", то есть горчица. Семена глотали при коликах в животе.
В больших масштабах выращивать горчицу стали именно на Нижней Волге в конце восемнадцатого века. Сначала пробовали популярные на Западе сорта. Но потом обратили внимание на местную сизую горчицу. Она же сарептская, она же русская, а также китайская, индийская, коричневая, листовая, восточная и даже овощная. Или по-латински Brassica juncea.
Зерно шелушили на ручных и мельничных жерновах, затем мололи и просеивали, подогревая на пару. А прессом отжимали масло. Из оставшегося жмыха получали горчичный порошок. Приправу продавали в Сарепте, Царицыне и ближайших селах. Выйти на всероссийский рынок помогли, как обычно у нас, санкции. Только в этот раз не против нас, а в отношении Англии. Наполеон вынудил Россию присоединиться к континентальной блокаде.
И девонширская приправа оказалась недоступна. Но уже в 1807 году ее сарептский аналог попал на стол Александра I. Императорский двор быстро оценил отечественный продукт.
Менялись правители, но производство не останавливалось. Постепенно расширялся ассортимент. Кто из нас в детстве не лежал, облепленный горчичниками? Они тоже из Сарепты - в год до трех миллиардов штук выпускали.
- Музей - наше совместное с горчично-маслобойным заводом детище, сотрудники которого предоставили фотографии и сведения об истории предприятия, - отметила директор музея-заповедника Юлия Красноглазова.