29.03.2020 13:59
Общество

Русист из Португалии: Выдержка военного поколения сейчас нужна школьникам

Текст:  Елена Кухтенкова
"Настали трудные времена. Люди  боятся выходить из дома, школы закрыты, границы  перекрыты.  В  тяжелом  положении  оказались учителя.
Читать на сайте RG.RU
Ситуация с коронавирусом в Европе

Все немного растерялись  и  погрузились  в  изучение новых  образовательных  форматов, необходимость  которых  диктует сама  жизнь! Начну свой первый онлайн-урок  с  рассказа  о  моих предках - участниках Великой отечественной войны. Страшное  время выпало  на  их долю, но  они  никогда не  опускали  рук:  строили дома  и  создавали  семьи,  учились  и  работали,  смеялись  и  шутили!", - пишет в своем эссе "Автограф Победы. О войне и мире на уроках русского" на  ХХ  Международный  Пушкинский  конкурс "РГ" русист из Португалии Елена Марочкина.

Дневник преподавателя: Студенты не обрадовались вынужденным каникулам

Елена работает преподавателем  русского  языка  на   острове   Мадейра. В своем эссе педагог задается актуальным вопросом: как заинтересовать и  настроить  на  работу  учеников, которые не  меньше  взрослых в эпоху пандемии  волнуются за  своё  будущее?  Как  успокоить  и придать  силы  ребятам, чей  привычный  мир  рушится  на  глазах?

Учитель считает, пример храбрости и выдержки военного поколения сейчас необходим нашим школьникам, как никогда. Свой урок Елена начнет с истории  прадеда   Якова   Влохно. Он был родом из Черниговской области, в юности прошел     Русско-японскую войну и   за одно  из сражений при Порт-Артуре  получил  Георгиевский  крест.   Тогда  за боевые  заслуги  и  за  храбрость  царь Николай II выделял субсидию  и   освобождал  от  дальнейшей  службы  отличившихся солдат  с  условием,  что  они  отправятся  жить     на  Дальний Восток,  который  в  те  времена  был  мало  населён  русскими  и экономически  не  развит.   Туда Яков отправился вместе со своей женой Таней.

"Когда  я  своим  ученикам  и  иностранным  студентам рассказываю, что  поезд  из  Москвы  до  Владивостока  идет почти неделю,  у  них  всегда  округляются  глаза  от  удивления, -  пишет педагог в своем эссе. - А  теперь представьте  их  удивление, когда  я  им  скажу,  что  мои  прабабушка  и  прадедушка  вместе с  другими  бывшими  солдатами  и  их  семьями  ехали  на  волах два  года  через  всю  центральную  Россию,  Сибирь  на  Дальний Восток  в  Приморский  край.  В  дорожных  тяжёлых  условиях люди  жили: любили, смеялись,  пели  песни,  помогали  друг другу!", - описывает Елена историю многих российских семей.

Переселенцам пришлось  вырыть  землянки, выкорчевать  десятки деревьев, разбить  огороды.  Шло  время,  и  переселенцы  обжили этот  дикий  край:  построили  дома,  церковь  и  школу. "Когда  началась  Великая  Отечественная  война,  прадедушке было уже  за  60. Но  он  всё  равно  не смог  оставаться  в  стороне, - делится семейными воспоминаниями русист. -   Яков  служил  в тыловом  взводе:  подвозил  патроны,  боеприпасы,  продовольствие на  передовую  линию  фронта. Удивительно, но  жизнелюбие  и мужество помогли  ему  пройти  и  эту  войну  до  конца!".

Как преподаватели строят урок "на удаленке". День пятый

Сыновья  Якова  тоже  последовали  примеру  отца  и  ушли защищать  Родину. Николай  воевал  в  пехоте, а  Пётр (до войны работал учителем)  -  в  артиллерии. "Когда  разорвался  снаряд рядом  с  дядей  Петей, осколки  попали  ему  в  грудь.  В госпитале  большую  часть  смогли  вырезать, а  вот  мелкие осколки  так  его  всю  жизнь  и  беспокоили.  Он  совсем  рано умер.  Но  успел  в  школе  выучить  несколько  поколений  после войны, передать  им  чувство  уважения  и  благодарности  за подвиг  народа,  привить  любовь  к  отечеству", - рассказывает Марочкина.

Елена Марочкина уверена, что, рассказав ученикам о военном поколении своей семьи, она передаст им ещё большее  уважение  к  России. "Они поймут,  что  победа  досталась  нам  тяжёлой  ценой  и  что русский  человек  не  прячется  от  трудностей  -  он  их  отважно преодолевает!", - заключает она.

Образование