Спрос на городские и междугородние автоперевозки упал из-за распространения коронавирусной инфекции и нерабочей недели, начавшейся с 30 апреля. "Сейчас выполняется работа, за которую нет оплаты, но есть затраты. Перевозчики обязаны выполнять перевозки, вне зависимости от пассажиропотока, так как маршруты и количество автобусов по расписанию согласовано", - говорит вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев.
Заключают контракты на перевозку пассажиров региональные и муниципальные власти. Хорошо еще, что в Москве 70% оплаты по контрактам идет за то, что автобус прошел определенный маршрут, а не количество перевезенных пассажиров, отмечает Алексеев. В регионах ситуация совсем сложная, так как платят за перевезенных пассажиров, количество которых было рассчитано теоретически.
Особенно ощутима потеря льготных категорий пассажиров - пенсионеров, школьников, студентов. Вузы и школы закрыты для посещения, а льготные проездные пенсионерам заблокированы. Прекратились и выплаты за льготников.
Если увеличить интервалы движения, сократить количество автобусов на маршруте, можно будет сэкономить на топливе, отчасти на оплате труда водителей, диспетчеров и другого обслуживающего персонала, считают транспортники. Они предлагают обратиться к региональным властям с предложением заключить дополнительные соглашения к контрактам.
Для метрополитена сокращение интервалов движения вряд ли даст ощутимую экономию, добавляет президент Московского транспортного союза Юрий Свешников. Пассажиропоток упал на 30%, но охрана, кассиры, уборщики, электромонтеры и другие специалисты все равно работают, а экономия на электроэнергии несущественная.
Подточить стабильность автоперевозчиков могут также лизинговые платежи. Они могут достигать 300 тысяч рублей в месяц за новые большие автобусы, говорит Свешников. "Нужно гарантировать лизинговым компаниям на уровне правительства, что они потом получат деньги, но сейчас нужно перенести платежи примерно на полгода", - считает он. Кроме того, по мнению транспортников, могли бы помочь "налоговые каникулы", то есть фактически перенос налоговых платежей.
Предложения поддерживает минтранс, говорит Алексеев. В министерстве на вопрос "Российской газеты" о возможных мерах поддержки отрасли на момент сдачи материала не ответили.
"Сейчас городское и пригородное сообщение в регионах переводят в режим выходного дня, интервалы движения уже увеличены, и этого пока достаточно", - считает председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.