Аутисты - одна из самых сложных категорий учеников. Сегодня они вынуждены находиться дома вместе с родителями. Это непростое испытание для всех. Как организовать для таких учеников рабочее место?
Михаил Алагуев: Рабочее место надо обязательно отделить от игровой зоны и избавить от посторонних предметов, на которые может отвлекаться внимание ребёнка. Возможно, будет полезно установить боковые и передние ширмы. Вместо передней ширмы может быть стена. Это важно для того, чтобы помочь ребёнку сконцентрироваться и не отвлекаться.
Если у ребенка есть специфические особенности восприятия, то подходящим оборудованием могут быть, например, шумопоглощающие наушники, фитбол (большой резиновый мяч) вместо стула, сенсорный бокс (коробка с разными наполнителями - мелкими игрушками или даже разноцветной крупой) для успокоения, антибликовые очки и другое. Стол лучше сделать наклонным.
Наиболее благоприятным будет продолжение обучения с того места, где оно прервалось в очном обучении. Что касается продолжительности занятия - здесь больше зависит от способностей и состояния ребёнка, чем от необходимости охватить какой-то конкретный объём материала, потому что важно не делать обучение мучительным.
Стресс от учебы дома не только у учеников, но и у родителей, которые остались один на один со своим необычным ребенком. Как им сохранить спокойствие?
Михаил Алагуев: Важно сохранить привычный уклад жизни, компенсируя отсутствие развлечений своими силами. Можно попробовать самому разыграть домашний театр, раз поход в настоящий невозможен. Важно не усугублять панику ребёнка. Не нужно избегать вопросов детей о пандемии, но не стоит и погружаться в длительные обсуждения ситуации и ее рисков. Не смакуйте подробности "ужасов" из интернет-сетей, а по возможности избегайте их сами.
Если ребёнка выводит из душевного равновесия режим самоизоляции, постарайтесь понять его, и самое главное - дать ему понять, что вы его понимаете. Делитесь с ребёнком своими эмоциями, чувствами, объясните, почему и вы сами соблюдаете режим. Составляйте план на день совместно с ребёнком, если это возможно. Не стесняйтесь обращаться за помощью. Звоните на горячие линии, ищите поддержку у близких и родных, знакомьтесь с интернет-ресурсами по помощи родителям детей в режиме самоизоляции. Просить о помощи - не слабость, а осознанное и ответственное решение. МГППУ опубликовал памятки и рекомендации для студентов, школьников и родителей. Институт коррекционной педагогики Российской академии образования выпустил методические материалы по организации развивающих занятий с ребенком в условиях дистанционной формы обучения.
Часть гуляющих по улицам в эти дни - подростки, которые не всегда понимают опасность, дети, которые не воспринимают родителей как авторитет. Как быть с ними?
Михаил Алагуев: В таком случае нужно определить, кто для таких подростков является авторитетом. Сейчас движение "#лучшедома" поддерживают едва ли не все медийные личности, все популярные площадки, так что есть смысл апеллировать к тем источникам, откуда подросток черпает информацию о пандемии. Взрослым не стоит забывать и о том, что в среде подростков важно одобрение сверстников. Многие их сверстники остаются дома и используют проводимое дома время с пользой. Апелляция к положительному примеру их друзей может возыметь действие. Кроме того, преодоление опасностей, которые окружают нарушение режима, может восприниматься как экстрим, который так нравится многим подросткам. В этом случае можно действовать по общей схеме помощи при деструктивном поведении подростков: воспитывать критичное отношение к себе и своим действиям, задавать вопросы о причинах поведения подростка, спрашивать о его желаниях и ценностях в жизни. Угрозами и криком вы скорее лишь оттолкнёте подростка от себя.