31.03.2020 23:00
Экономика

Миркин: РФ скоро может потребоваться экономика, близкая к мобилизационной

Текст:  Яков Миркин (заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН)
Российская газета - Федеральный выпуск: №69 (8123)
Что впереди? По оценке, не менее 6-9 месяцев упорной борьбы мира с коронавирусом. Пики в России, судя по графикам Всемирной организации здравоохранения, могут быть в апреле-мае. Пандемия свиного гриппа 2009-2010 годов длилась 9 месяцев, "испанка" в 1918-1919 годах - полтора года. И, дай Бог, чтобы не повторить европейские сценарии, но только "с рычагом". В кризисы 1998, 2008-2009, 2014 годов так было - очаг заражения, пусть финансового, снаружи, а намного хуже - именно нам.
Читать на сайте RG.RU

Пока пандемия не закончится, финансовые рынки мира будет колошматить. Ведь они каждый день получают плохие новости. Главными трендами могут быть падения, сжатия, бегство капиталов, тяжелая сейсмика - то вверх, то вниз. Удешевление всего - акций, недвижимости, бизнеса. Все будут искать защиты в долларе США и в золоте. Но найдут ли? США - под сильнейшим ударом, а золото, когда экономическая ткань распадается, может стать неликвидом. Все ждут падения мирового ВВП. Вопрос только - будет ли оно сокрушающим. Один, пять, семь-восемь процентов?

Какие законы по борьбе с коронавирусом приняли в России

А что с ценой и спросом на нефть, газ, металлы? Это же сырье, наш хлеб! Сегодня никто не скажет, какими они будут. С одной стороны, сырьевые войны и сжатие спроса в связи с экономическим кризисом. С другой, с каждым днем пандемии все больше будет цениться доступ к простым ресурсам - топливо, продовольствие, чистая вода, металлы, дерево. Еще нельзя оценить, какова будет степень упрощения мировой экономики, глубина распада технологических связей и насколько устойчивы будут ее базовые инфраструктурные системы - энергия, еда, вода, здравоохранение. Не знаем, не столкнемся ли с техногенными катастрофами и социальными взрывами. Пока мы только в стадии накопления рисков, кроме, может быть, Китая, Японии, Кореи.

А что будет в это время в экономике России? Что, если из-за рубежа - только финансовые шоки, сейсмика, сжатия, падения цен на сырье? Нам, видимо, придется столкнуться с падением ВВП. В 2009 году он упал почти на 8%. Хуже всего придется тем, кто работает "с колес" и за счет кредитов. Малый бизнес, если сокращаются клиенты, поставки, выручка, может выдержать 1-3 месяца. Дальше обычно он бросается, или сжимается, или уходит в тень. Кому будет труднее всего? Ответ - 6 млн микро-, малых и средних предприятий, в т.ч. 3,4 млн индивидуальных предпринимателей, 14-15 млн неформально занятых (тех, кто работает без контракта), больше 3 млн самозанятых.

Труднее всего придется 3,4 млн ИП, 3 млн самозанятых и 14-15 млн неформально занятых

А большой бизнес? Сколько он может продержаться без помощи? Ответ - 6-9 месяцев. Всем будет нужна массивная и быстрая поддержка государства. Льготы, деньги, заказы - без бюрократии! И еще - ручное управление для критической инфраструктуры. Энергия, вода, тепло, продовольствие, транспорт, АЭС.

Могут ли резко обостриться социальные риски? Для этого нужен месяц голода и холода. Или резкий, быстрый уход в бедность, падение ВВП на душу населения примерно в два раза (Индонезия в 1998 году, Аргентина в 2000-х, Украина в 2014 году). Или отчуждение от населения, демонстрация неуправляемости. Петербург 1916-1917 годов многое мог бы об этом рассказать.

Все ли делается, что нужно? Внешне - да! Видно, что власти работают круглосуточно, что полностью используется опыт соседей - восточных и западных. Максимум льгот, беспроцентный (надеемся!) кредит, желание - все это дать быстро и легко. И да - полный карантин, пусть с опозданием примерно на неделю (по опыту Европы). Но насколько быстро и в каком объеме кредиты и помощь дойдут до бизнеса? Сможем ли обеспечить легкую доступность такой помощи в системе, привыкшей к бюрократическим проволокам? Рассчитанной на недоверие? Боящейся, что потом откроются уголовные дела?

Пока же, несмотря на объявленные меры, малый бизнес исходит криком. Замер экономической активности в России на 30 марта (по электропотреблению) показал, что она упала примерно на 16% в целом по стране и на 22% по ЦФО (ЦМАКП). Все просят помощи - быстрее, быстрее!

Данные по электропотреблению показывают, что экономическая активность снизилась на 16%

Не обойдемся без прямой денежной поддержки старших возрастов за счет федерального бюджета. В России больше 100 млн человек живет в малых и средних поселениях. Там низкие уровни доходов, бедные бюджеты. Нам бы организовать безусловную, без всяких документов и проволочек выплату 13-15 тысяч рублей всем, кому за 70 лет. И еще - инвалидам 1-й группы, они не могут работать. Попросить всех тех, кому эти деньги не нужны, отказаться от них. Вся выплата требует 150-170 млрд рублей, примерно 2 млрд долл. Это очень небольшая сумма для государства со всеми его гигантскими накопленными резервами. А для тех, кому за 70 лет, - продукты и лекарства на 1-1,5 месяца.

Путин поручил ежедневно отслеживать ситуацию с коронавирусом в регионах

Мы оказались на неведомой территории. Нам очень нужна сейчас прямая речь "с самого верха". Постоянная, раз в два-три дня, опережая события. Возможно, что уже через 1-3 месяца возникнет нужда в экономике, близкой к мобилизационной, в "Ставке Верховного Главнокомандующего". Не верится? А кто верил в возможности карантина, закрытия внешнего сообщения в такой гигантской стране, как Россия? Не хочется? А кому хочется - ради выживания!

Да, может возникнуть нужда не в выборочном, а в расширенном прямом управлении в таких областях, как цены, продовольствие, рабочие места, инфраструктура, медицина, банки и даже производство.

Аналог в медицине - жить на аппарате искусственного дыхания. Но помнить, что беспрецедентные ограничения, контроль - временны! Нужно кричать об этом! Нельзя, чтобы в России результатом пандемии стала полуадминистративная экономика с "Большим Братом" внутри - тотальным надзором за поведением каждого. Мы чувствуем всем сердцем: путь России, ее идея - в другом.

Макроэкономика Работа власти