Напомню, пока пропуск для передвижения по столице и Подмосковью нужен только тем, кто ездит на транспорте. Пешеходам (если они соблюдают указ мэра) дополнительных разрешений не требуется. По оценкам Собянина, даже с учетом всех введенных в городе ограничений на время пандемии четверть живущих в столице все равно вынуждены ездить на службу. В первый же день в Москве с помощью электронных систем москвичи получили более 3 миллионов пропусков!
Легче всего пришлось тем, кто ездит на наземном транспорте и такси. По словам очевидцев, при посадке в автобусы пропуска не проверяли. "Яндекс.Такси" спокойно подавали по приложению. Все автомобили: и личные, и такси, останавливали на въездах в Москву. Для удобства проверки, судя по кадрам в соцсетях, проезжую часть перегораживали, оставляя для проезда один-два ряда. "Коды доступа" в Москву проверяли и у водителей, и у пассажиров. Если кода не было - просили ехать домой. Как рассказывают водители, сама процедура была недолгой - секунд 30. Полицейский вбивал коды со смартфона в свой планшет. Несмотря на это, на некоторых въездах образовались километровые заторы. Так, на Калужском шоссе в заторе оказались автобусы из Новой Москвы. Устав томиться в салонах, пассажиры толпой пошли к метро.
По аналогичной схеме проходила проверка пропусков в метро. В результате около 8.00-9.00 у дверей некоторых станций образовались настоящие людские пробки. О соблюдении социальной дистанции речи не шло. Сотрудников полиции и службы безопасности метро на некоторых станциях явно не хватало. В конце концов, например, на "Савеловской" пропуска просто перестали проверять. В полчаса очереди рассосались сами собой.
Ситуацию в подземке взял под контроль Сергей Собянин. Мэр заявил, что пора переходить к автоматизированному контролю пропусков.
Когда верстался номер, дептранс сообщил о переводе проверки столичных пропусков в автоматический режим через проездные карты - Тройка, Стрелка и социальные. Вводить систему будут поэтапно.
Верховный суд готовит разъяснения по правоприменению местного законодательства для условий режима повышенной готовности. На днях такие разъяснения будут утверждены Президиумом Верховного суда. Сейчас полиция не задерживает машины за нарушения "карантинных мер". Да и не имеет права задерживать автомобиль за нарушения, предусмотренные столичным Кодексом об административных правонарушениях.
Исчерпывающие основания для задержания транспортного средства прописаны в КоАП РФ. Любые процессуальные меры местная власть не имеет права устанавливать. Это дело федерального законодательства. Столичные полицейские не оформляют протоколов в отношении тех, кто пытается въехать в Москву на своих машинах без пропусков. Часть 4 статьи 3.18.1, которая предусматривает ответственность за нарушение режима повышенной готовности, в соглашение между правительством Москвы и МВД России не вошла. Оформлением "карантинных" нарушений полиция не занимается.
Подготовил Владимир Баршев