Лариса Александровна, с одной стороны, интернет забит сайтами, где можно записаться в волонтеры. А с другой, в фонд доктора Лизы позвонил человек, предложил помощь, приехал на собственной машине, пока ему искали работу, он украл коробку масок и антисептика…
Лариса Паутова: Сейчас трудная пора для социологов. Страх потери стабильности, потери работы, другие страхи очень сложно изучать и измерять. Мало того, наши опросы показывают людей в каких-то группах: столько-то процентов соблюдает самоизоляцию, столько-то не соблюдает, столько-то учатся онлайн… Но более тонкие состояния, определяющие к силам добра или зла относится человек, объединять в группы трудно. Мы очень по-разному реагируем на происходящее: кто-то протирает все вокруг хлоргексином и опрыскивает у себя в квартире воздух водкой, а кто-то устраивает вечеринки и ходит в подпольные качалки и рестораны. Ситуация сейчас пограничная. В такой момент мы перед обостренным выбором. Все страхи актуализируются. Видели бы вы, как я выходила к курьеру: в респираторе, в перчатках. И он, как снеговик, почти в костюме химической защиты. Ручка у него для подписи была индивидуальная. А мимо прошел чудесный мужчина 70 лет без маски. Погулять пошел.
Это время вызова для нашей души. Социолог не господь Бог, чтобы сосчитать процент добра и зла в мире. Но жизнь показывает: человек не меняется в ситуации стресса и пограничного состояния. У кого было добро в сердце, тот помогает старикам, у кого его не было, идет гулять с диагнозом "коронавирус".
Образно скажу: самые потаенные демоны и идолы лезут из подвалов нашей души. "На зло всем пусть у меня отмерзнут уши" - и это тоже из той оперы. Смотрели новую серию "Масяни"? Очень актуально. Она на год закрылась в своей квартире. И для нее - страшный демон - это "наружа".
Мы как перед Страшным судом голые: какие есть, такие и есть. Вот кто-то в регионах проклинает москвичей, мол, привезли вирус. Больные точки сложных социальных отношений проявляются такими фурункулами и вскрываются.
А как же народная мудрость: наш человек в несчастье пожалеет, а в счастье - позавидует. Да, были москвичи на коне и их не любили, но сегодня почему не особенно сочувствуют?
Лариса Паутова: Есть у нас определенные установки, то есть готовность действовать конкретным образом в конкретных ситуациях. Так уж устроен человек. Ну, например, вырос доллар, нужно скупать гречку, соль и спички. К москвичам тоже есть установки. Скажем так, сложное отношение в регионах. Обоснованное или нет, другой вопрос. Зараза выявила некую нашу неодинаковость.
Как наше общество справляется с паникой? Это общечеловеческая реакция или есть национальные особенности? Многие считают, что российский человек, в силу своей истории, приобрел закалку к кризисным ситуациям.
Лариса Паутова: Конечно, культурный код никто не отменял. Итальянцы, например, очень связаны кровно-родственными и соседскими узами. Очень эмоциональны, тактильны, настроены на взаимодействие. Мы все же больше сейчас в себе. И да, это наше коронное: "И не такое проходили!" Особенно это характерно для далеких от Москвы регионов, где продолжают "жарить шашлыки"…
"Жарить шашлыки" уже стало выражением выдающегося пофигизма. Но есть и другие символы времени. Как работают коллективные флешмобы, зарядки, танцы? Нам все же нужно "#бытьвместе", несмотря на правящий миром индивидуализм?
Лариса Паутова: Абсолютно точно. Хотя бы поесть в компании. У меня вся лента в еде. Я сделала скриншоты 10 блюд и устала от нескончаемых тортиков, салатов и блинчиков… Стали популярны вечеринки, застолья, чаепития через Zoom. Одна беда, что интернет не выдерживает нашего общепита.
Удивительно, что среди так называемых тренд-слов, которыми мыслят пользователи соцмедиа, по данным аналитиков, оказалось слово "куркума"… Почему все же сейчас еды так много?
Лариса Паутова: Еда - это, конечно, священная тема. Это то, что объединяет семью, и дает людям наслаждение и праздник. Но тренд, скажем, среди моей тусовки, - как справиться с таким количеством еды. Поэтому на первом месте - ЗОЖ!
Еще один тренд - бесконечные советы и эксперты. Мы народ, которому нужны рациональные объяснения происходящего, или востребованы маги и шаманы от телевидения и соцсетей?
Лариса Паутова: Есть особая категория людей, и их не мало, для которых эксперт - исключительно инфекционист или вирусолог. Но как выясняется, даже в моем образованном окружении немало тех, кто легко усваивает абсолютно не проверенную информацию с источником "одна женщина сказала". В этом случае у каждого свое место в разноцветном "пазле" действительности. Паранойя страха по-разному проявляется. У всех своя война. Укрупнить картину не получится. Актуализация физиологических закидонов брезгливости, ответственности перед семьей, социальной ответственности и т. д. И миллион нюансов этих проявлений. Мы все очень многомерны. Поэтому вряд ли маги будут востребованы.