13.05.2020 07:00
Экономика

Онлайн-покупки останутся популярными и после пандемии

Текст:  Кира Камнева
Апрель стал сложным периодом для торговли. Рост продаж зафиксировали только представители продуктового сектора и сегмента DIY (товары для дома, ремонта и т.д.). Тем не менее, ритейлеры продолжают нанимать новых сотрудников и инвестировать в автоматизацию рабочих процессов, ведь во всех сегментах продажи все больше смещаются в онлайн.
/ Istock
Читать на сайте RG.RU

Как показало исследование компании ANCOR, найм сотрудников в апреле продолжал 21 процент ритейлеров. При этом продажи выросли только у продуктовых магазинов (50 процентов респондентов) и магазинов товаров DIY (33 процента). Вынужденный полностью уйти в онлайн сегмент одежды и обуви отмечает падение спроса (57 процентов) и отсутствие продаж (43 процента). На спросе сказываются условия каждого конкретного региона и наличие технической возможности организовать онлайн-продажи.

Розничная торговля восстановится не раньше 2021 года

"Выживают те компании, которые до кризиса инвестировали ресурсы в автоматизацию, - отметила директор по продажам и маркетингу компании ANCOR Наталья Щербакова. - Бизнес, не уделяющий должного внимания онлайн-технологиям, вынужден экстренно делать это сейчас. В продуктовом ритейле в 2019 году доля онлайн-продаж составляла от 0 до 5 процентов, в апреле этого года - от 5 до 7. Для сегмента, традиционно работавшего офлайн, это существенный рост. В секторе непродуктовой розницы доля онлайн-продаж в прошлом году была около 40 процентов, сейчас подросла до 50. В DIY на онлайн в прошлом году приходилось 20 процентов продаж, в этом - уже 30".

Как показал опрос, собственные интернет-магазины развивают сейчас 100 процентов компаний непродуктовой розницы и DIY, 50 - из продуктовой розницы и 66 - из сегмента одежды и обуви. Вместе с этим многие ритейлеры сейчас ищут партнерские каналы сбыта, так как сделать качественный интернет-магазин за месяц практически невозможно. Партнерство развивается и в кадровом вопросе: 14 процентов работодателей из продуктового ритейла часть персонала перенаправили в другие компании. Именно продуктовые в кадровом вопросе чувствуют себя наиболее уверенно. 79 процентов компаний сегмента отметили, что у них нет незадействованных кадров.

Россияне осваивают онлайн-покупки уже давно. По данным компании DataInsight, чаще раза в месяц до пандемии в интернете что-то покупали 43 процента респондентов. За две недели с начала пандемии сделали покупки более 80. При этом те, кто таких покупок никогда не совершал, не собирается это делать в течение всего карантина.

С началом самоизоляции выросла доля онлайн-покупок продуктов. Большинство российских интернет-пользователей (67 процентов) за время самоизоляции совершали покупки онлайн, а каждый четвертый (26 процентов) заказывал доставку продуктов питания на дом, показало совместное исследование Роскачества и Аналитического центра НАФИ. При этом многие россияне сталкивались при заказе продуктов на дом с проблемами. Самые частые жалобы - отсутствие тех или иных товаров в наличии и невозможность заказать доставку на ближайшее удобное время. Реже жаловались на задержку доставки, неукомплектованность заказов и доставку поврежденных продуктов или продуктов низкого качества.

Несмотря на возникшие проблемы, 71 процент россиян продолжит использовать сервисы доставки продуктов после снятия ограничений, связанных с коронавирусом. Как временную меру доставку продуктов воспринимают 29 процентов, после пандемии они планируют вернуться к привычным походам по магазинам.

"Этот сегмент онлайн-торговли сегодня стал крайне конкурентным - как в ценовых условиях, так и по качеству обслуживания, - отметил заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИТимур Аймалетдинов. - С учетом большой доли россиян, намеренных и после пандемии продолжить пользоваться сервисами доставки продуктов питания и товаров первой необходимости, сейчас мы переживаем период "раздела рынка" - укрепления брендов, завоевания потребителей и выгодных нишевых сегментов".

Какие товары пропали из магазинов в разных странах после начала пандемии

Данные исследования GfK показали, что более половины покупателей (52 процента) стали покупать больше продуктов про запас. Но это уже не "панический спрос", как, например, на гречку в марте этого года, а запланированные покупки в период самоизоляции.

"Некоторые тренды, которые ранее выделились как долгосрочные, - например, индивидуальное потребление на ходу - застопорились в развитии. Несколько иначе выглядят и перспективы ЗОЖ. Но есть тренды, которые получили из-за эпидемии дополнительный импульс", -отметил коммерческий директор направлений GfKRus "Потребительская панель" и "Медиаисследования" Сергей Яшко.

В частности, снижается частота покупок. Покупатели стремятся не только сокращать число визитов в магазины, но и проводить в них как можно меньше времени. Можно ожидать, что будет больше запланированных покупок. В таких условиях заметность категории и бренда в торговом зале как никогда важна для сохранения конкурентоспособности, отмечают аналитики GfK.

Товары и цены