14.05.2020 12:18
Нижегородская область

Россияне теряют лояльность к банкам

Россияне теряют лояльность к банкам
Текст:  Константин Барановский (Нижний Новгород)
Российская газета - Экономика Поволжья: №102 (8156)
Индекс лояльности россиян к основному банку (NPS) за четырехлетие, с 2016 по 2020 год, упал больше чем в восемь раз - с 43 до 5 пунктов. Только за 2019 год индекс "усох" втрое. Все больше клиентов не готовы рекомендовать банк, где они обслуживаются, родственникам и знакомым. Такие данные приводит Аналитический центр НАФИ.
Читать на сайте RG.RU

Индекс NPS (Net Promoter Score) измеряет лояльность к учреждению. При его расчете клиенты подразделяются на три условные группы: "промоутеры" (сторонники); "нейтралы", "критики". Попадание в ту или иную группу зависит от готовности дать рекомендацию на обслуживание в своем банке друзьям или родственникам. Индекс относится к основному финучреждению. Если опрашиваемый пользуется услугами нескольких банков, то сам выбирает тот, который считает основным. На начало текущего года индекс NPS находится на уровне 5 пунктов, это самый низкий показатель с 2016 года. При этом количество "промоутеров" (39 процентов) не изменилось, а вот "критиков" существенно прибавилось, их количество выросло на 10 пунктов, до 34 процентов, тогда как доля "нейтралов" уменьшилась на 11 пунктов до 27 процентов.

Как пандемия изменит деятельность банков

Показатель лояльности варьируется в зависимости от социально-демографических параметров.

Наиболее лояльны к основному банку молодые люди в возрасте 18-24 года, а критичнее всего настроены россияне в возрасте 49-59 лет. Располагающие большими доходами граждане лояльнее к своему основному банку, чем обладатели небольших средств.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ, уверен, что главной причиной снижения лояльности к банкам становится пересечение двух тенденций, оказывающих прямое влияние на клиентский опыт.

- С одной стороны, растет грамотность потребителя: все больше и чаще люди читают о банках и их продуктах в интернете, сравнивают условия и тарифы на банковских порталах, обмениваются отзывами. Накапливается и опыт личного сотрудничества. Все это позволяет человеку более объективно и критически оценивать банки и их предложения, легко "переключаться" между ними, - говорит эксперт. - С другой стороны, банки стараются увеличить прибыль и активнее ведут продажу своих услуг, что не всегда нравится клиентам. Кроме того, клиенты могут не знать некоторые условия обслуживания, размер комиссионных платежей. Все это наряду с цифровизацией самой коммуникации клиента с банком снижает уровень лояльности.

Финансовая статистика показывает, что сберегать и открывать банковские депозиты больше склонны женщины, мужчин привлекают инвестиции и фондовый рынок. По статистике Мосбиржи и брокерских компаний, мужчин-трейдеров в России 77 процентов, а женщин - всего 23 процента. В среднем среди держателей депозитов женщин на 10 процентных пунктов больше, чем мужчин. В банках "Русский Стандарт", "Ренессанс Кредит", "Восточный" соотношение женщин и мужчин в общем количестве вкладчиков составляет примерно 60:40. При этом российские женщины зарабатывают меньше мужчин. По данным RLMS-HSE (российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ), в среднем разница зарплат у мужчин и женщин в России составляет 25 процентов.

Нижегородская область Приволжье