- Я не думаю, что ИT-отрасль сильно пострадала по сравнению с другими секторами. Наоборот, мы видим, что сейчас все больше компаний переходят на удаленку и начинают использовать сервисы для совместной работы, - поясняет Салават Ханов, основатель сервиса блокировки рекламы 1Blocker. - Люди стали больше смотреть стриминговые сервисы, растет популярность блокировщиков и сервисов, обеспечивающих безопасность.
Однако другие эксперты не так оптимистичны в оценках ситуации.
- Действительно, на рынке есть кейсы ИТ-компаний, у которых дела пошли в гору - взять, к примеру, нашумевший рост акций Zoom. Однако это - скорее исключение, в ИТ-секторе именно провайдеры B2B-решений оказались в наиболее сложной ситуации, - уверен Арташес Сивков, исполнительный вице-президент "ВымпелКом". По мнению спикера, рост нагрузки на сервис-провайдеров и сопутствующую инфраструктуру, например, не сопровождается для них ростом доходной части, ведь бизнесу приходится сокращать расходы.
В сложной ситуации оказались и аутсорт-разработчики, которые одними из первых ощутили на себе перемены по снижению количества запросов на тендеры и по урезанным бюджетам. Однако после периода оптимизации и мобилизации внутренних ресурсов наступил период принятия, рынок успокоился, поясняет Егор Сизяков, управляющий партнер Hawking Brothers.
- Те, кто внимательно следил за маржинальностью, прибылью и грамотно вел финансовый учет, не сталкиваются с трудностями, которые ставят под угрозу существование компании. Удается оставаться на плаву и сохранять норму прибыли, хотя почти все игроки почувствовали рост дебиторских задолженностей, - поясняет Сизяков.
Так нужно ли помогать ИТ? На этот вопрос нет линейного ответа. Все зависит от бизнес-модели и специфики конкретной компании. Например, рынок заказной разработки (веб-проекты и мобайл) сможет выкарабкаться из кризиса своими силами, уверен Сизяков. Проверка на прочность и профессионализм в отрасли продолжается. Те, кто выберется, за время кризиса получат навыки и скиллы, на приобретение которых в обычное время ушло бы несколько лет.
- Нужно и дальше оптимизировать затраты, искать долгосрочные контракты и адаптироваться к изменениям рынка, - предлагает Сизяков.
ИТ-сектор исторически всегда восстанавливается одним из первых после кризисов, напоминает Ханов. По его мнению, на восстановление отрасли понадобится один-два квартала. Вполне возможно, что многие компании диверсифицируют свое производство и ослабят зависимость от импорта или усилят собственные производственные ресурсы.
Однако ИТ-отрасль не может существовать обособленно. Технологические компании B2B тоже зависят от состояния экономики, ведь если не будет денег у их клиентов, то не будет и у них, уверен Виталий Дубинин (СЕО Id East).
- Учитывая системообразующую роль технологий в современном мире, поддержать высокотехнологичные бизнесы не менее критично, чем ресторанную или гостиничную отрасль. В ИТ-мире гораздо сложнее и дольше искать специалистов и закрывать вакансии, чем это делать с линейным персоналом в HoReCa. ИТ-бизнесу не критичны субсидии, а вот налоговые послабления были бы очень полезны и адресны, - полагает Дубинин.
О кадровом кризисе говорит и Дмитрий Кравченко, гендиректор Acer в России.
Покупательная способность населения снизится на какое-то время, но приоритет ИТ-продуктов в потребительской корзине уже возрос, поэтому важно уделять больше значения подготовке качественных ИТ-специалистов, уверен эксперт.
За последние два месяца прибыль компаний отрасли упала в два раза. В ИТ-отрасли традиционно большая часть затрат - это фонд заработной платы, и поэтому компании будут вынуждены сокращать штат, поясняет Станислав Мешков (CEO UmbrellaIT). Однако дело не только в кадрах, но и в результате их деятельности.
- В сегодняшней ситуации субсидировать и регулировать нужно спрос, в том числе со стороны государства и государственных компаний. Нужно стимулировать российских разработчиков ПО, чтобы сохранить темпы импортозамещения, регулирование закупок госкомпаниями ПО из реестра, по аналогии с госорганами.
Государство может выступить гарантом спроса и тем поддержать отрасль, - поясняет Елена Бочерова, исполнительный директор компании "Акронис Инфозащита".
Именно развитие качественных цифровых сервисов может стать драйвером выхода из экономического кризиса для всей страны, уверен Сизяков. Другими словами, настал момент переосмысления политики развития отрасли.
- Крупные компании продолжают покупать иностранное ПО, когда существует много российских аналогов. Можно спорить, что функционал западных продуктов шире, но если мы не начнем внедрять российское ПО, то наш функционал никогда не разовьется. Сейчас самое время бороться за российское ПО, особенно цифровое, - резюмирует Игорь Богачев, генеральный директор компании "Цифра".