10.06.2020 14:00
Экономика

В карьеры придет электрический "БелАЗ"-гигант

В карьеры придет электрический "БелАЗ"-гигант
Текст:  Владимир Бибиков (bibikov@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №21 (937)
Автозавод из Жодино под Минском не перестает удивлять: здесь создан самый мощный карьерный самосвал в мире грузоподъемностью 450 тонн, в России началась эксплуатация белорусского самосвала-беспилотника. И вот на предприятии анонсировали создание еще одной инновации мирового уровня - первый тяжеловоз, где дизельный двигатель заменят электрические аккумуляторы.
/ belaz.by
Читать на сайте RG.RU

Первый экземпляр грузоподъемностью 90 тонн жодинские автомобилестроители планируют изготовить уже в ближайшие месяцы. Договор на поставку аккумуляторных батарей и соглашение на специальные сопутствующие системы уже заключены, комплектующие начали поступать. Вскоре состоится закладка нового самосвала. Среди его преимуществ разработчики называют практически полное отсутствие вредных выбросов.

- Использование электросамосвалов позволит горнодобывающим предприятиям существенно экономить, - считает начальник бюро компоновки научно-технического центра управления главного конструктора ОАО "БелАЗ" Александр Насковец. - Так, за десять лет работы электрический карьерный самосвал может сэкономить до трех млн долларов.

Но не все так просто. Взятый за основу традиционный белазовский тяжеловоз использует дизель-электрическую схему и приводится в движение электрическими мотор-колесами. Так что, если рассуждать дилетантски, надо лишь заменить дизель и электрогенератор аккумуляторами. Однако емкость батарей такого электрокара пока что маловата для длительной работы. А подзарядка отнимает много времени, не скрывает проблем генеральный конструктор ОАО "БелАЗ" Александр Егоров. По этим параметрам электросамосвал еще заметно проигрывает машинам на дизельном топливе.

На Урале начал работу именной карьерный самосвал "БелАЗ"

Сейчас прорабатывается своего рода промежуточный вариант: дизель-троллейвоз. То есть где-то машина идет за счет обычного мотора, где-то - за счет электричества, как городской троллейбус. Гибрид может двигаться в два раза быстрее обычного самосвала, при этом расход горючего и выбросы вредных веществ значительно снижаются.

На БелАЗе уже разрабатывают несколько разновидностей электрифицированных карьерных самосвалов. Для их испытаний и настройки на заводском полигоне планируется установить контактную линию электропередачи. Конечная цель - создать на базе 220-тонника экологичный карьерный транспорт без вредных выбросов.

В ТЕМУ

В заделе у жодинских автомобилестроителей немало интересных новинок. Например, 130-тонные самосвалы на дизельном топливе в смеси с природным газом. Идет работа над 90-тонным самосвалом с двигателем на газовом топливе. Совместно с российскими партнерами предполагается создать похожий 136-тонный самосвал. Его 45-тонный собрат с газопоршневым двигателем на метане уже проходит эксплуатационные испытания в Архангельской области.

Промышленность