30.06.2020 11:42
Культура

Деятели искусства обсудили тренды в арт-индустрии после карантина

Деятели искусства обсудили тренды в арт-индустрии после карантина
Текст:  Татьяна Соловьева
Миру искусства после пандемии посвятили I Международную онлайн-конференцию "АРТtalk. Искусство после", организованную командой арт-кластера "Таврида". Конференция, наблюдать за которой из любой точки мира каждый желающий мог после регистрации на сайте или на странице "Вконтакте", собрала на своей площадке ярких представителей всех сфер современной арт-индустрии. Перед находящимися по ту сторону мониторов зрителями выступили более 70 спикеров, среди которых искусствовед, историк моды Александр Васильев, композитор, саксофонист Игорь Бутман, писатели Григорий Служитель и Вадим Панов, художник Егор Кошелев, джазовый пианист, дирижер Сергей Жилин, генеральный директор "Роскино" Евгения Маркова, драматург, актер и кинорежиссер Иван Вырыпаев, дизайнер Алёна Ахмадуллина и многие другие известные деятели культуры.
Читать на сайте RG.RU

Специальным гостем стал Пол Браун, автор сценария знаменитых sci-fi-телепроектов "Секретные материалы", "Квантовый скачок", "Сумеречная зона", "Звездный путь: Вояджер" и "Звездный путь: Энтерпрайз". Он сравнил коронавирус с пробуждением, после которого взгляд творца на окружающий мир станет широкоформатным и более пристальным. "Пока мы сидим взаперти, с нами происходит интроспекция: время вынужденной изоляции - время рефлексии. Коронавирус дает нам возможность понять, насколько мы можем быть полезны. В период изоляции люди стараются избегать одиночества. А искусство помогает забыть о нем. Миссия художника - не дать человеку чувствовать себя одиноким". О том, что изоляция для творческих людей может быть благом, говорил и Григорий Служитель: "Как для актера в период пандемии для меня изменилось всё, а как для писателя - практически ничего. Писатель - человек, который и без всякой пандемии загоняет себя в башню из слоновой кости, а во время изоляции это было сделать даже проще - не было не только внешних искушений, но и возможности выбраться из нее". Однако сфера искусства включает не только "художников", независимых творцов - это целая индустрия. А индустрия, особенно когда речь идет не о предметах первой, каждодневной необходимости, пострадала за эти месяцы очень сильно. Насколько сильно, нам ещё предстоит понять. О сокращении рабочих мест и снижении зарплат (и без того, как правило, не слишком высоких) в книгоиздательском бизнесе говорила председатель комитета по электронным ресурсам и цифровой трансформации книжного рынка в Российском книжном союзе, генеральный директор ИД "Университетская книга" Елена Бейлина. По данным РКС, на сегодняшний день издатели отказались в среднем от трети запланированных к выпуску новинок, а некоторые из них вообще ушли с рынка. Пандемия, отмечали многие, могла стать благоприятным временем для чтения. Но те, кто не читал до неё, не начали читать и теперь, а те, кто читал - читать меньше не стали, а вот покупок в этот период практически не совершали. В итоге те издательства, которые за последние месяцы сохранили около 50% своей обычной выручки, считаются лидерами рынка. Директор департамента по стратегическим коммуникациям "Эксмо-АСТ" Екатерина Кожанова рассказала, что потери издательской группы превысили 2 млрд. рублей - и это не предел: критическая точка ещё не пройдена, роста отрасли пока не наблюдается.

О том, будет ли мир прежним, или точка невозврата пройдена, о вынужденной (временной?) трансформации массовой культуры, тенденциях и перспективах, в том числе глобальной цифровизации искусства, размышляли эксперты самых разных областей. И опыт первой конференции показал, что потенциал и интерес к этому формату очень высоки.

Руководитель арт-кластера "Таврида" Сергей Першин подвел итоги онлайн-марафона: "Нас посмотрели порядка 400 тысяч человек, что демонстрирует актуальность заявленных тем и интерес к мероприятию, как в арт-индустрии, так и у широкого круга зрителей. Помимо России, за трансляцией наблюдали зрители из США, Италии, Польши и республик СНГ, в общей сложности - из 41 страны мира".

По прошествии мероприятия руководством арт-кластера "Таврида" было принято решение сделать его ежегодным, расширить зону присутствия и привлечь к дискуссиям лучших экспертов со всей страны.

Арт