Как изменятся учебные программы в вузах, особенно там, где максимум занятий должны быть практическими? Минобрнауки считает, что качественная подготовка по специальностям, где практические навыки критически важны, возможна только в очном формате.
- Сегодня у вузов есть опыт решения самых сложных задач, связанных со сложившейся в связи с коронавирусом ситуацией, - прокомментировали в пресс-службе ведомства. - Например, трансляции поточных лекций через сетевые платформы, интерактивное общение со студентами. В определенных случаях дистанционный формат обучения оправдан. Например, когда речь идет о личных консультациях, особенно когда студент живет далеко от университета и тратит на дорогу несколько часов. Но ситуация, когда обучение или студенческие практики в медицинских или инженерных вузах организованы исключительно в дистанционном формате, недопустима.
В период пандемии министерство рекомендовало вузам, где необходимы практические занятия, перенести их на другой семестр или даже на следующий год.
- В прошлом учебном семестре все занятия, в том числе и лекции, были в онлайн-формате, - рассказал проректор по учебной работе Пензенского государственного университета Виктор Механов. - Сейчас, в начале учебного года, у нас пока около 10% онлайн-лекций. Планируем, что будет не менее половины. Что касается практических занятий, то еще весной мы пересмотрели часть лабораторных и практических работ так, чтобы их можно было "сделать" виртуально. Там, где дистанционно никак не справиться, например, нужно сложное оборудование, часть учебных дисциплин с прошлого весеннего семестра мы перенесли на эту осень. Например, так скорректировано расписание для студентов факультета машиностроения и транспорта.
В Уфимском государственном нефтяном техническом университете также все лекционные курсы перешли в онлайн, но сохранена, с учетом требований Роспотребнадзора, и традиционная форма занятий - лабораторные работы, практические занятия, требующие специального оборудования или программного обеспечения.
- Часть обучения в УГНТУ ведется на базе предприятий, - отметил проректор по учебно-методической работе вуза Александр Могучев. - Некоторые предприятия организовали собственные онлайн-платформы для реализации практических модулей в дистанционном формате.