"Проезд по всем дорогам и так, по сути, уже платный, рубль на километр автомобилист платит и сейчас", - заявил в ходе пресс-конференции на площадке "Национальной службы новостей" председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. Плата включена в акциз на топливо, получается, что водитель платит за проезд по любой дороге в зависимости от того, сколько он проехал, пояснил он. Так что озвученная ранее идея означает просто переход к другой системе взимания платежей и связана с постепенным внедрением электромобилей, ведь акциза на электричество не существует, отметил Янков.
Запустил общественную дискуссию минтранс, который в рамках Транспортной стратегии разработал принцип "пользователь платит". Как сообщал ранее РБК со ссылкой на проект документа, предполагается с 2025 года взимать плату за проезд по дорогам регионального значения, а с 2035 года - по дорогам всех категорий. Параллельно планируется ввести бесплатный общественный транспорт.
В минтрансе комментировать суть предложения не стали, но отметили, что решение доработать проект Транспортной стратегии было принято правительством для достижения целей и решения задач предусмотренных указом президента о национальных целях развития России до 2030 года. Сейчас ведется доработка документа с учетом формируемого Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, а также нового прогноза социально-экономического развития России на период до 2023 года, сообщили "РГ" в министерстве.
В целом созданный механизм должен подтолкнуть россиян к тому, чтобы меньше использовать личный транспорт и больше общественный. Идея эта правильная, к взиманию платы за проезд по дорогам идет весь мир, указывает Янков. Так что введение какой-то покилометровой оплаты за проезд предстоит и в России, считает он. Но при этом потребуется устранить противоречия. Например, при введении прямой платы нужно будет отменить акциз за топливо. К тому же неправильно вводить плату повсеместно, например, за проезд по дорогам с ухабами, добавил эксперт.
Введение платы за проезд противоречит ряду статей Конституции, где гарантируется свобода передвижения, независимо от соблюдения тех или иных условий, парирует вице-президент "Движения автомобилистов России", адвокат Леонид Ольшанский. Попытка реализации этой идеи может вызвать к жизни различные способы противодействия.
Неизбежно возникнут и технические вопросы. Например, теми же шлагбаумами и пунктами взимания оплаты придется оснастить все дороги. Потребуются огромные деньги. Вместо этого может быть введена система "свободного потока", то есть оплату будут взимать на основе распознавания видеокамерами номеров на автомобилях, отметила координатор движения "Синие ведерки" Юлия Каблинова. Однако наложение штрафов за неоплату проезда в этом случае потребуют проведения длительных административных процедур, предупреждает Ольшанский. "Наказывать за отказ платить можно только через суд, а не через камеру, так что предвидятся серьезные коллизии", - настаивает он.
При этом заманчивая идея введения бесплатного транспорта вызывает сомнения, добавляет Ольшанский. Городской транспорт не может быть монолитом, должны быть различные перевозчики - и государственные, и частные, а заставить кого-то работать бесплатно невозможно, замечает он.
Не поддерживают идею бесплатного общественного транспорта и в Союзе пассажиров. Пассажирам важно качество обслуживания и комфорт, и он голосует рублем. Если же общественный транспорт станет бесплатным, то как-то влиять на качество услуг пассажиры не смогут, заметил Янков.
Предложенные меры, вероятно, будут вводиться постепенно, считают эксперты. Но в регионах невысокие зарплаты и пенсии. При этом пользоваться бесплатным общественным транспортом в основном будут горожане, а не жители сел.
Бесплатно прокатиться на общественном транспорте можно уже во многих городах. По такому принципу работают, например, трамваи в центре австралийского Мельбурна. Изначально предполагалось, что на них будут ездить туристы. Но сегодня, спустя 26 лет, бесплатными трамваями активно пользуются и местные жители. Правда, нужно следить за остановками, чтобы не выехать случайно за пределы центрального района: ведь за его границами за проезд уже придется платить. С 2008 года плата за проезд в общественном транспорте отменена в китайском городе Чаннин. Таким способом местные власти решили привлечь на работу жителей сельских районов. В деловом центре американского Майами ходят бесплатные самоуправляемые поезда и троллейбусы. По такому же принципу организовано движение автобусов в бизнес-районах малайзийской столицы Куала-Лумпур. В Европе не придется платить за проезд в бельгийском городе Монс, французском Дюнкерке, итальянском Ливиньо, британском Манчестере, финском Мариехамне, словенском Веленье, эстонском Таллине. В начале этого года несколько линий с бесплатными электробусами запустили в Мадриде. Стоит отметить, что пока единственной страной, где организован бесплатный проезд на общественном транспорте, сегодня является герцогство Люксембург. На этот шаг власти герцогства пошли, чтобы решить проблему пробок, возникавших из-за того, что в страну ежедневно на работу приезжают тысячи людей из соседних Бельгии, Франции и Германии.
Подготовил Юрий Когалов
Многие регионы страны практикуют льготный проезд для различных категорий своих жителей - в частности, для тех же школьников и людей пенсионного возраста. К примеру, начиная с 2019 года в ходе учебного года бесплатно на общественном транспорте ездят школяры в Ульяновске. Действует эта льгота до июня - летом дети оплачивают проезд на общих основаниях, но с сентября поездки для них вновь становятся бесплатными.
А вот жители столицы Чукотки Анадыря о том, что такое плата за проезд в автобусах, не знают вот уже как 27 лет - в 1993 году местные власти решили сделать его бесплатным на всех городских маршрутах (всего в Анадыре их три). Расходы автотранспортного предприятия покрывает городской бюджет - средства на это выделяются в рамках муниципальной программы "Поддержка и развитие основных секторов экономики городского округа Анадырь".
Подготовил Андрей Мельников