Но и удовлетворительное состояние не всегда дает возможность использовать усадьбу на благо людям. Скажем, усадьба Быково в Жуковском - выдающийся образец русской архитектуры и садово-паркового искусства эпохи императора Николая I. Не заброшена, не разрушена. Туда бы экскурсии водить, наслаждаясь архитектурой, а нельзя - в советские годы в усадьбе располагалась туберкулезная больница. Как известно, возбудитель туберкулеза, пресловутая палочка Коха, может сохранять жизнеспособность годами - в порах дерева, например, до ста лет. "Фактически нам сейчас нужно сжечь все внутреннее убранство усадьбы, только тогда ее можно будет использовать как туристический объект, - рассказывает вице-губернатор Подмосковья Наталья Виртуозова. - Конечно, поступить так с уникальным убранством усадьбы мы не можем".
Другая проблема, которую обсуждали на форуме, касается документации. Еще один пример - усадьба Сенницы в Озерах, бывшее родовое имение дворянского рода Гагариных. Памятник архитектуры федерального значения катастрофически ветшает. Присмотрели инвестора, но оказалось, что у нескольких владельцев усадьбы такой бардак в документах, что невозможно подготовить даже инвестиционный паспорт. "И пока правовое состояние памятника не будет приведено в надлежащий вид, никаких работ там проводить невозможно", - отмечает Виртуозова.
Если же помех нет, реставрация усадебных комплексов проходит вполне успешно. С 2013 года по губернаторской программе "Усадьбы Подмосковья" их отдают в аренду предпринимателям, которые в течение семи лет обязаны провести реставрационные работы с сохранением исторического облика здания. Как только восстановление завершается, начинает действовать льготная арендная ставка - один рубль за квадратный метр. На этих условиях власти раздали инвесторам больше 30 усадеб, и многие из них уже прошли через капремонт. Так, в Коломне два усадебных здания арендовала и восстановила городская фабрика пастилы, куда на экскурсии приезжают и наши, и иностранные туристы. Фабриканты таким образом расширили свое экскурсионное пространство, создав музеи еще нескольких народных промыслов.
Люберчанка Галина Ярыгина отреставрировала местный усадебный памятник "Дом Круминга", где сейчас находится музей и туристический информационный центр. А первым отреставрированным за частный счет объектом культурного наследия в Подмосковье стала усадьба Аигиных в деревне Талицы Пушкинского округа. В XIX веке там был постоялый двор на пути из Москвы к Троице-Сергиевой лавре. Сегодня - уютная гостиница для туристов, которые держат путь в тот же Сергиев Посад. Да и солнечногорская усадьба Середниково, где много лет назад юный Михаил Лермонтов испытал первое чувство любви и писал юношеские стихи, а на днях прошел форум по проблемам усадеб, тоже является образцом государственно-частного партнерства, начатого, правда, задолго до всяких программ. Реставрацией Середниково уже больше 20 лет занимается другой Михаил Лермонтов, потомок великого поэта. Для того чтобы восстановить усадьбу, он взял ее в аренду на 49 лет. Сейчас здесь проводят много мероприятий, туристы приезжают со всей России, чтобы полюбоваться на архитектурно-парковый комплекс времен русского классицизма.
"Восстановление усадеб - это вклад в экономику региона, - уверена Наталья Виртуозова. - Ни один отреставрированный усадебный комплекс не стоит пустым, все они быстро становятся точками притяжения для местных жителей и туристов. Вице-губернатор области вошла в рабочую группу, созданную при федеральном министерстве культуры для поисков решений, которые помогут начать реставрацию сложных памятников истории и культуры, таких, например, как подмосковные усадьбы Быково и Сенницы.