Форум прошел при поддержке департамента туризма министерства культуры Самарской области. Среди участников также были представители АО "Национальные туристические технологии", ПАО МТС, РАНХиГС, Ассоциации отелей Казани и РТ, Общественной палаты России, "ОНФ", федеральные туроператоры и эксперты отрасли.
По словам соорганизатора и модератора конференции - директора отеля "7 Авеню" Михаила Мальцева, тренд по прозрачности туррынка будет главенствовать в ближайшей перспективе. Пандемия наглядно продемонстрировала проблемы, которые копились в отрасли годами. В то же время к участникам рынка пришло понимание, что нужно менять как подходы к организации бизнес-процессов, так и к госрегулированию отрасли. Цифровая трансформация сферы туризма просто неизбежна.
- Уже сейчас возможности аналитики больших данных позволяют отследить, откуда приезжают туристы, объем турпотока и потраченных в регионе средств. Все это должно работать на отрасль, - пояснил Михаил Мальцев.
Отдельный блок обсуждений был посвящен геоаналитике. Использование геоданных на основе BigData МТС позволило проанализировать туристический трафик в Самарской области в июле-августе 2020 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Выяснилось, что количество гостей из других регионов России в этом году выросло почти вдвое. Менеджер команды "Big Data" Полина Величкина показала возможности проекта, в том числе теплокарту региона по итогам отдельного периода с "жаркими" локациями и портрет туриста (гендерные данные, возраст, доходы, откуда он прибыл, сколько пробыл в регионе, где побывал и сколько потратил).
Но важно, чтобы сбор показателей и аналитика не стали самоцелью, они должны быть инструментом для цифровой перезагрузки сферы туризма.
- IT-компании уже научились работать с уникальной информацией и способны создать программный продукт по специфическому запросу общества, в том числе для туристической отрасли. В основе должно быть именно стратегическое моделирование, - сориентировал руководитель проектного офиса цифрового развития Самарской области Дмитрий Камынин.
Наряду с большими данными сотовых операторов определять потребности и более четко управлять сферой туризма позволит планируемая к вводу в стране "электронная путевка". Эксперты обсудили актуальность Единой информационной системы электронных путевок. Систему, которая, по признанию замгендиректора по правовым вопросам "Национальные туристические технологии" Константина Якушева, была впервые презентована в регионе, способна упорядочить взаимодействие путешественника с туроператорами и защитить права потребителей. Эксперты считают, что цифровые технологии будут работать на популярность туруслуг, что особенно важно для бизнеса в условиях роста доли самостоятельных туристов.
По словам члена Союза Туризма и Гостеприимства Натальи Изюмовой, если бы электронная путевка уже была внедрена в этом году, отельерам не пришлось бы доказывать, что они пострадали от пандемии. Все будет наглядно и прозрачно. Эксперт выразила надежду, что новая система в будущем также разгрузит бизнес от бумажной отчетности, в том числе по курортному сбору.