С инициативой выступили председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас и председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Как подчеркнул Павел Крашенинников, необходимо минимизировать вмешательство государства в семейную сферу. По его мнению, не вызывает сомнений, что вопросы изъятия детей из семьи должны решаться в судебном порядке, а не в административном, как сейчас, когда нередко органы опеки и попечительства злоупотребляют своими полномочиями.
Правительство России поддержало законопроект при условии его доработки с учетом высказанных замечаний. Например, есть вопросы по поводу экстренных случаев.
"На сегодняшний день существует быстрая процедура изъятия детей из семьи при злоупотреблении родителями своими правами или при нахождении ребенка в психотравмирующей ситуации, - сказала адвокат Елена Овчинникова. - Если сотрудники органа опеки и попечительства, выезжая в семью, обнаруживают ребенка, находящегося в опасности, его забирают немедленно и помещают в медучреждение".
По ее словам, ситуации, при которых изымают ребенка, могут быть различные, например, насильственные действия в отношении ребенка, угроза его сексуальной неприкосновенности, оставление ребенка в опасности и тому подобное.
"Информация о случаях может поступать из разных источников: от родственников, соседей, учителей, прохожих, сотрудников МВД, - говорит она. - Новый законопроект не уточняет, какие случаи считать исключительными, и заранее неизвестно, позволит ли закон сохранить жизнь и здоровье ребенка в случае, если это будет необходимо".
Мол, не получится ли, что при реальной опасности опека все равно пойдет судебным, а значит, более долгим путем, в то время как жизнь ребенка будет находиться под угрозой.
Что предлагается
Органы опеки и попечительства или полиция, получившие сообщение о нахождении ребенка в опасной ситуации, должны немедленно это проверить. Если, по их мнению, такая опасность действительно существует, передать все необходимые доказательства в суд. Суд в закрытом заседании решает вопрос о возможности или невозможности дальнейшего нахождения ребенка в данном месте.
В суде должны быть представлены и исследованы все доказательства и обоснования того, что действительно существует непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью. Например, предлагается установить обязательную видеофиксацию обстоятельств, которые явились основанием для подачи заявления в суд об отобрании ребенка. Это позволит исключить злоупотребления.
Для исключительных случаев законопроектом предлагается сохранить внесудебный порядок отобрания ребенка - если налицо риск наступления его смерти в течение нескольких часов.
Что может стать поводом для изъятия ребенка
По поводу оснований для подачи заявления в суд об отобрании ребенка разработчики проекта отметили следующее: условия, в которых находится ребенок, должны свидетельствовать о явной угрозе его жизни или здоровью. Речь, в частности, идет об отсутствии ухода за ребенком, отвечающего его физиологическим потребностям в соответствии с возрастом и состоянием здоровья. Например, высокая степень физического истощения и непредоставление ребенку в течение длительного времени воды, питания, отсутствие ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время одного без присмотра. Реальная степень опасности для ребенка должна определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья, а также иных обстоятельств его проживания.
Злоупотребляют ли сегодня органы опеки своей властью?
Ответ - да
Виктория Данильченко, адвокат:
К сожалению, проблема необоснованного изъятия детей из семьи представителями органов опеки и попечительства в наше время актуальна. Достаточно часто приходят органы опеки и попечительства, смотрят, что в холодильнике скудный набор продуктов, в доме неидеальная чистота, да и ремонт давно пора обновить. И забирают детей. Исправитесь - отдадим. А то, что это психологическая травма для каждого члена семьи, и в первую очередь для детей, никого не волнует.
Стоит заметить, что оснований для изъятия ребенка не так уж и много. Нахождение родителей в состоянии алкогольного опьянения к таким не относится. Главное, чтобы в момент проверки папа и мама были в адекватном состоянии, а не спали, пока дети бегают по дому, и не проявляли агрессии.
Существует всего три основания для изъятия: родители лишены либо ограничены в родительских правах, а также угроза жизни или здоровью ребенка. Доказательствами реальной угрозы жизни и здоровью служат признаки физического истощения ребенка, травмы и увечья на его теле, а также антисанитарная обстановка в доме и полное отсутствие продуктов питания.
Потенциальная опасность может существовать, если родители много пьют и достаточно сильно агрессивны или пассивны в отношении своих детей.
Иногда детей изымают из обычных среднестатистических семей по просьбе самого ребенка. К примеру, от обиды он сам позвонит в органы опеки и скажет, что его дома избивают. В таком случае даже при отсутствии видимых опасных факторов его отправят на время разбирательства в приют.
Стоит отметить, что основанием для проверки опекой должен быть сигнал от любого человека - соседа, учителя, врача или участкового. Если сигнал поступил, проверка должна быть обязательно. На практике сотрудники органов опеки и попечительства остаются глухими к заявлениям граждан. Я вижу проблему в формальном подходе этих сотрудников к своим профессиональным обязанностям. Иногда такое отношение к работе буквально стоит детям жизней.
Ответ - нет
Татьяна Сустина, руководитель проекта Федерального союза адвокатов России "Женское право":
Откровенный произвол я в своей практике не наблюдала, наоборот, опека за редкими исключениями всегда вставала на защиту реальных интересов семьи. Однако, да, случаи отобрания имеются в практике. И здесь, по моему мнению, проблема не в отобрании ребенка, а в процедуре возвращения. Отобрание - мера экстренного реагирования. Но в дальнейшем, в случае если произошла ошибка или информация не подтвердилась, ребенка должны так же быстро вернуть, с чем на практике возникают сложности. Об опасной ситуации с ребенком обычно компетентные органы узнают от очевидцев или от школ, причем буквально на прошлой неделе органы опеки отреагировали на анонимное сообщение, и мы с родителями были вынуждены защищаться. С одной стороны, это тенденция опасная, с другой стороны, если своевременное действие предотвратит беду, то средства оправданы.