В Московском театре мюзикла под руководством Михаила Швыдкого родилась принципиально иная история. Да, это мюзикл с прекрасной музыкой канадского композитора Максима Лепажа. Да, это яркое зрелище (художник Оливье Ландревиль) с необычными танцами красивых и пластичных людей (хореограф Женевьев Дорион-Купаль). Но это не есть суть. Это как бы фундамент, основа. А вот дальше на этом фундаменте строится...
"ПраймТайм" называется спектакль. Вы думаете он о телевидении? Вы ошибаетесь. То есть вы правы: он - да, о телевидении. Но, главное, он - про людей. Понимаете, какая история? Мюзикл, в котором действуют живые, интересные, противоречивые люди.
В спектакле два режиссера-постановщика: канадец Себастьян Солдевилья и россиянка Марина Швыдкая. Они создали действо для меня абсолютно экспериментальное, соединив яркость мюзикла с серьезностью и, не побоюсь этого слова, глубиной русского психологического театра. На сцене действуют интересные, своеобразные люди - каждый со своей болью и радостью, со своей жизнью, короче говоря.
Когда на сцене появляются люди, мы начинаем открывать знаете кого? Правильно: актеров. В спектакле звучит шутка: мол, актеры мюзиклов - это недоактеры и недопевцы. Ирония по отношению к себе - это всегда признак силы. Слабые над собой не иронизируют. В этом спектакле - да - актеры, и да - певцы.
...Провинциальная девочка Аня живет в маленьком городке где-то в России. Всего одна сцена - с нее начинается спектакль - и скучная, засасывающая жизнь российской глубинки не просто видна, а ощущаема, как бывает, скажем, на хорошем живописном полотне: глянул - и все понял. Аня высылает свою песню на центральное телевидение, и - о, чудо! - ее песню отбирают, и Аня едет в Москву, на телевидение.
"Праймтайм" - это название конкурса, который становится для Ани не просто возможностью "вылезти из грязи в князи", но, своего рода, испытательным стендом на человечность. Слова, которые я сейчас написал, скучные, а то, что делает актриса Галина Безрук - поразительно интересно, местами страшно, и, что удивительно для мюзикла, пронзительно глубоко. Как и все актеры мюзикла, Безрук одинакова достоверна и когда поет своим поразительным голосом , и когда существует в драматических сценах.
Они все - очень хорошие певцы, эти актеры; и, скажу я вам, очень хорошие актеры, эти певцы. Игорь Балалаев - известный актер мюзиклов, но как, несколькими штрихами, он смог создать абсолютно узнаваемый и точный образ Генерального директора телеканала - я не понимаю. Но сумел! Понятно, что в мюзикле есть любовь и есть предательство, все это играют, каждый в своей роли, Дмитрий Федоров и Константин Иванов. Играют легко - как положено в мюзикле, неоднозначно - как положено в драме. Как они это совмещают? И как здорово, и по-разному они это делают. Как Оксана Костецкая не превращает в шарж образ телезвезды, а Марат Абдрахимов - роль коммерческого директора? Как они это делают? Спросите у создателей спектакля. Катерина Новоселова играет традиционный для мюзикла антипод главной героини: удачливой, успешной, если угодно - блатной. Но это живой, мучающийся, страдающий человек.
И тут надо сказать, конечно, еще о двух создателях: автор либретто Елена Киселева и автор стихотворного текста Алексей Кортнев. На самом деле, Киселева написала никакое не либретто, а хорошую пьесу. А Кортнев написал замечательные, ни разу не пошлые, ироничные стихи. Будь то мюзикл, будь то драма - актеры раскрываются, когда им есть что играть и когда ими руководят талантливые режиссеры. Все это мы видим в "ПраймТайме".
Не могу назвать всех актеров этого спектакля, но, поверьте, здесь нет ни одного актерского прокола, что, в принципе, удивительно, а тем более в мюзикле. Но о двух мастерах надо сказать особо.
Александр Резалин - замечательный театральный актер, невероятно органичный и точный. Роль "делателя звезд" Данилы он начинает почти как фарс и доходит до мощного драматического исполнения. Его герой противоречив, и в результате несчастен. Потому за ним интересно смотреть.
Как и за Борисом Моисеевичем в блестящем исполнении Павла Любимцева. Представитель старого телевидения, который честно пытается встроиться в телевидение новое. Понятный, живой человек.
Так же, как автор идеи мюзикла Михаил Швыдкой, я неплохо, как вы, наверное, догадываетесь, знаю телевидение. Честно говоря, боялся увидеть в мюзикле - шарж на ТВ. А увидел пронзительную историю взволнованных людей, которые переживают за то, что на телевидении творится. При этом все точно, узнаваемо. Никакой "около телевизионной туфты". Да, так ведут себя многие телезвезды; так работают операторы; так делаются программы; так ведут себя начальники. Это - правда. Но это - художественная правда. Вот в чем дело.
"ПраймТайм" - конечно, уникальный спектакль. Не просто отечественный мюзикл, а не перенос чужого. Но мюзикл - современный, честно рассказывающий о современных проблемах.
Как колумнист "Российской газеты" хочу сказать своему коллеге-колумнисту Михаилу Швыдкому: "Спокойно и несуетно Вы создаете в Москве новый уникальный театр. Спасибо. Ждем премьер!"