Первой постановкой Шерешевского в Псковском театре стал "Ревизор", фантазия на тему комедии Гоголя. Спектакль стал одним из самых популярных в репертуаре, номинирован на "Золотую маску" -2020 в пяти номинациях, его показали в разных городах, на нескольких фестивалях.
Корреспондент РГ" задала несколько вопросов режиссеру.
Не все зрители приняли вашего "Ревизора", были резко отрицательные отклики. Как вы к ним отнеслись?
Петр Шерешевский: Это же прекрасно, когда мнения зрителей разделились, не совпали. Любой живой спектакль - это всегда провокация. Меня радуют полемические высказывания. Мне было интересно осмыслить этот классический материал. Философ Михаил Эпштейн в своих работах выводит формулу "интереса". Любой интерес строится, с одной стороны, на неожиданности взгляда, угла зрения, а с другой стороны, на доказательности этого неожиданного взгляда. Я искал, как "Ревизор", написанный в 1836 году, может прозвучать неожиданно и в то же время точно, про наше время.
У вас уже вторая постановка в Псковском театре.
Петр Шерешевский: Мне здесь хорошо, псковская драма стала родной. Я люблю труппу, мне нравится, как развивается театр, как он становится живым, сложным, разным, провокативным.
Мечтали о постановке прозы Достоевского? Или подбирали материал для бенефиса актера в роли Фомы Опискина?
Петр Шерешевский: Я не придумываю спектакль заранее, а начинаю работать над ним в тот момент, когда встречаюсь с артистами. Есть так называемый "портфель", там литература, с которой мне интересно встретиться, в ней есть какое-то неразрешимое противоречие, есть то, что откликается во мне и через это мне интересно познавать жизнь. Во время репетиций рождается спектакль.
После "Ревизора" долго выбирали название с руководством Псковского театра. Была идея поставить что-то на Виктора Николаевича Яковлева, прекрасного артиста. Я люблю Достоевского, вспомнил про "Село Степанчиково...". Решили попробовать. Очень сложно рождался спектакль. Достоевский - другая эпоха. Невеста, на которой все хотят жениться, чтобы заполучить ее деньги. Социальное расслоение. Гувернантка, в которую влюблен полковник Ростанев, но хочет выдать замуж за своего племянника. Какие-то "позавчерашние" истории, которые сегодня трудно понять. Были долгие и мучительные поиски, и мне кажется, мы нашли язык и преломление истории. Так, чтобы она говорила о нашем сегодняшнем сознании и о том, как чувствует себя современный человек. Пытаемся рассмотреть сознание российского человека, выросшего в Советском Союзе. Отсюда - соединение ГУЛАГа с детским садиком.
Что ставите в вашем петербургском театре?
Петр Шерешевский: 10 октября должна состояться премьера по пьесе Аси Волошиной "Дания тюрьма". По-моему ее еще не ставили нигде, были только читки. Мы хотели выпустить премьеру в апреле, но помешала пандемия. Планов много, но озвучивать их преждевременно, ведь не зря говорят: хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах.