Основная проблема электротранспорта, тормозящая городское развитие, - вопрос модернизации. Сегодня и троллейбусный, и трамвайный парки в большинстве городов России слабо обновляются и постепенно приходят в негодность. Как правило, они очень старые, и эффективность их использования невысока. Финансовых средств на обновление, к сожалению, тоже нет.
На первый взгляд, для того чтобы бороться с пробками в городах, более правильным решением станет демонтаж рельсов и использование всей освободившейся площади для проезда автомобилей и автобусов. Краткосрочный эффект очевиден: будет получено дополнительное пространство. Для городского трафика это по идее означает достижение большей мобильности транспортного движения.
К сожалению, в долгосрочной перспективе подход такого рода оказывается губительным. Сегодня существует четкий запрос на экологизацию транспорта, причем не только общественного. Перед городскими властями по всей России стоит задача уходить от избыточного автомобильного движения, выхлопных газов и так далее. В этом смысле в крупных благополучных европейских городах - собственно, как и в Москве - идет планомерная работа по покупке новых трамваев, улучшению и модернизации контактной трамвайной сети, переходу на бесшумный режим ее работы.
В меньшей степени вопрос модернизации относится к троллейбусам, потому что при их замене на электробусы контактная троллейбусная сеть оказывается невостребованной. Тем не менее, рубить ее сплеча - слишком смелое и опрометчивое решение. Важно рассматривать вопрос с разных точек зрения: в первую очередь требуется очень тщательное изучение местных условий. Если город, например, находится в гористой местности и имеет сложный с этой точки зрения ландшафт, то именно троллейбусы советского образца станут наиболее приемлемым видом транспорта для таких территорий. Кроме того, стоит помнить не только о том, насколько троллейбусы тесно были интегрированы не только в инфраструктуру, но и что они означают для города в культурном плане - важен ли троллейбус для исторического облика города. Тогда и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе расформирование троллейбусной сети может быть неудачным решением.