Тактико-техническое задание на проектирование подлодки утвердили в декабре 1972 года. Разработали ее в ЦКБ морской техники "Рубин" под руководством генерального конструктора Сергея Ковалева. Размеры субмарины должны были соответствовать габаритам новых твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39.
Первую "Акулу" заложили на Севмаше в июне 1976 года. А спустили на воду 29 сентября 1980-го. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки нанесли изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа.
Первоначально планировали построить 12 подводных крейсеров проекта 941 "Акула". Но потом их число сократили до десяти, а в итоге спустили на воду всего шесть.
Подлодки данного проекта имеют необычную конструкцию - своего рода катамаран с двумя прочными корпусами, между которыми размещены 20 пусковых шахт с баллистическими ракетами межконтинентальной дальности. Причем размещены они в передней части корабля - не позади, а перед ограждением выдвижных устройств, что было сделано впервые. Об этом уже писала "РГ", корреспонденты которой побывали на подводном крейсере "Дмитрий Донской" - той самой первой "Акуле", прошедшей модернизацию.
Вынос и размещение трех отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки. Он вспомнил трагедию на подлодке "Курск" и отметил, что на проекте 941 таких катастрофических последствий не было бы. На "Акуле" торпедный отсек выполнен в виде отдельного модуля и взрыв торпеды не привел бы к разрушению носовых отсеков и гибели экипажа.
На субмарине предусмотрены и две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж.
Длина подводной лодки почти 173 метра, ширина - 23,2 метра, полное водоизмещение - 48 тысяч тонн. Экипаж корабля - 179 человек, в том числе 52 офицера.
Корабль несет торпедно-минное вооружение, ракетное - 20 Р-30 "Булава" и восемь ПЗРК "Игла".