В пандемию рынок ГЧП серьезно просел: как сообщил генеральный директор Национального центра ГЧП Павел Селезнев, согласно исследованию, показатели резко упали - до уровня 2010 года. Между тем до введения ограничительных мер государственно-частное партнерство развивалось просто рекордными темпами: за последние десять лет объем совместных проектов увеличился в 30 раз.
Частные средства вкупе с бюджетными позволили более активно развивать инфраструктуру, в том числе в глубинке: строить дороги, коммунальные и социальные объекты. Поэтому на неделе ГЧП с особым интересом прислушивались к представителям регионов, которые дальше других продвинулись в привлечении частных инвестиций. В УрФО это прежде всего Югра. Сегодня в округе реализуется около 40 проектов ГЧП. Их совокупная стоимость - более 50 миллиардов рублей.
- Первое, что мы несколько лет назад сделали для привлечения частных инвестиций, - перестали заказывать строительство жилья для муниципальных нужд: каждый квадратный метр приобретаем уже в готовом виде, - поделилась опытом губернатор Югры Наталья Комарова. - Потом внедрили механизм выкупа детских садов под ключ, в результате за пять лет в регионе введено в строй 125 новых зданий.
Между тем, по мнению главы северной автономии, механизмы ГЧП необходимо совершенствовать, "почистить от ржавчины", чтобы активнее продвигаться дальше. В первую очередь, расширить возможности инвесторов, в том числе внести ряд важных пунктов в готовящийся федеральный закон о концессии.
Отметим, практически все уральские регионы - в первой двадцатке субъектов РФ по развитию ГЧП, за исключением Курганской области, находящейся в рейтинге на 71-м месте. При этом в некоторых регионах реализуются уникальные проекты. Так, на Ямале завершается строительство первого в России платного моста через реку Пур. Он откроет путь к крупнейшим месторождениям газа. До заключения сделки с частным инвестором, Региональной инфраструктурной компанией, мост не могли начать строить 40 лет: не было денег. Ездили через реку по зимнику. А теперь объект возводят без копейки бюджетных вложений. Предполагается, что затраты, около 9 миллиардов рублей, инвестор сможет окупить в течение 7-8 лет эксплуатации за счет платы за проезд грузового транспорта.
В Свердловской области две недели назад Уральская горно-металлургическая компания ввела в строй новую ледовую арену в Сухом Логу. Причем это уже десятый первоклассный спортивный объект, построенный по соглашению региональных властей и УГМК о развитии хоккейной инфраструктуры в регионе.
Еще один проект в рамках ГЧП на Среднем Урале будет реализован по соглашению с "Форум-групп". Это культурно-образовательный кластер в жилом микрорайоне Солнечном в Екатеринбурге: кроме школы, рассчитанной на 1200 мест, в него войдут центр художественной и эстетической гимнастики, который станет одной из площадок Всемирных студенческих игр 2023 года, и инновационный детский сад на 300 мест.
Можно ли было реализовать все эти проекты без привлечения частных инвестиций? Ответ очевиден.
- В планах правительства построить свыше миллиарда квадратных метров жилья. Ни за какие бюджетные деньги это сделать невозможно. Программа строительства жилья повлечет необходимость создания дорог. Сейчас в этой сфере не хватает участия бизнеса. У нас доля платных дорог ничтожна мала. Мы ставим задачу на ближайшие два года привлечь порядка 500 миллиардов рублей на крупные инфраструктурные проекты и еще столько же - на строительство дорог, - подчеркнул вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин.
Илья Торосов, заместитель министра экономического развития России:
- Во всем мире ГЧП - одна из самых востребованных и юридически защищенных форм вложения в инфраструктуру. Сегодня у нас объем законтрактованных инвестиций по концессионным соглашениям составляет всего 1,6 процента от ВВП (в Великобритании этот показатель 6,6). Что мешает развитию механизма в России? Это и нехватка структурированных проектов, и опасения инвесторов в части возврата вложений, и неудачная судебная практика как следствие неоднозначности ряда положений законодательства. На днях мы направим в Госдуму законопроект, который "разошьет" узкие места. Он позволит запустить новые ГЧП-проекты более чем на триллион рублей.