- За плохие оценки ругать нельзя. Нельзя повышать голос, поднимать руку, хвататься за ремень. Как правило, родитель - самый значимый человек для ребенка и все это становится тяжелым ударом по его самооценке. "Ничего, меня лупили, а вырос хорошим человеком!" - наверное, кто-то сейчас подумал именно так. Забудем на секунду, что физические наказания детей нарушают закон. Физические наказания всегда воспринимались и воспринимаются детьми как очень травмирующие. Во многих семьях используют ограничение использования смартфона, компьютера как наказание. Это допустимо, но все же лучше, чтобы это воспринималось детьми как забота со стороны родителей об их здоровье и благополучии.
И категорически нельзя сопровождать наказание проявлением злорадства: "Наконец-то попался! Я тебя прищучу! Покажу, где раки зимуют!.." Воспитательный эффект будет потерян. Лучше сказать спокойно: "Я тебе сочувствую, но ты сам понимаешь, что виноват…"
Смартфоны сейчас не выпускают из рук совсем маленькие дети. Есть ли для них хоть какая-то польза от гаджетов?
Михаил Воропаев: Наши магистранты проводили исследования среди старшей группы дошкольников: 60-70 процентов имеют смартфоны, примерно 5-10 процентов пользуются ими бесконтрольно. Чаще всего дети играют в игры. По большей части это так называемые аркады, игры с очень напряженным "плейгеймом" (игровым процессом). Сложно даже оценить тот вред, который это наносит детской психике.
Полезные компьютерные игры есть, но все они платные. Цена может быть от 1 до 2 тысяч рублей за игру. Если скачиваешь - пользуйся без ограничений. Бесплатные развивающие игры есть, но они, как правило, очень просты, а если вами предлагают скачать игру бесплатно, хотя вы знаете, что она платная, то, скорее всего, это мошенники. Вы скачиваете бесплатное приложение, два-три раза запускаете, и вас забрасывают рекламой товаров. И это еще в лучшем случае.
Как понять, что вам предлагают купить качественную игру?
Михаил Воропаев: Важно, есть ли у производителя собственный сайт, фактический адрес, телефон, где реальный человек снимет трубку и ответит вам.
Многие школьники из-за коронавируса ушли на вынужденные каникулы, кто-то перешел на дистанционку. Сложнее всего родителям учеников из началки - непонятно, как и кто научит детей базовым умениям - читать и писать? Гаджеты, мама с папой, учитель с экрана монитора?
Михаил Воропаев: Во-первых, мамам и папам надо честно себе сказать: все мы оказались в сложной жизненной ситуации, а пандемия - именно такая ситуация. Второе: надо приготовиться к тому, что будет трудно. Ребенок должен научиться читать, у него формируется почерк. Скажется и то, что три месяца перед первым классом многие дети не ходили в детский сад. Последний год дошколки всегда очень важен. Возможно, кому-то понадобится несколько месяцев на то, чтобы научиться писать, кому-то - год. К сожалению, мы очень мало знаем про себя в новой реальности.
Я рад бы предложить сейчас некую "волшебную палочку", или "чудесную книжку", или гаджет с ресурсом, которые разом бы решили все проблемы, но, увы, к сожалению, их нет. Системы образования для маленьких, приспособленные к дистанционным формам, пока существуют в очень разрозненных концептах. Поэтому мамам, папам, дедушкам и бабушкам придется, как и раньше, компенсировать своей помощью пропущенное. Надеюсь, что большинство учителей начальных классов сможет адаптироваться к этой ситуации и помочь детям и их родителям.
Итак, младший школьник учится из дома. Что лучше читать с ним? Обычную книгу или гаджет?
Михаил Воропаев: В младшей начальной школе все же лучше читать обычные книги. Книга воспринимается как целый объект, а текст в гаджете - кусочек, фрагмент, он не дает целостной основы для восприятия ребенка. Человек тысячелетиями взаимодействовал с материальными предметами, формировался в таких условиях. Не будем забывать об этом.
И все же от виртуальной реальности никуда уже не деться. Какие плюсы может дать компьютер в обучении?
Михаил Воропаев: Уточню, что компьютер сейчас дает возможность как "видеть и слышать" на расстоянии, так и проверять, и оценивать, и даже учить. Современные программы из тех, которые возможно использовать дома, могут помочь в тренировке определенных навыков, но не творческого характера. А вот онлайн-уроки, когда учитель перед экраном читает лекцию и устно опрашивает учеников, не могу называть очень эффективными. Тот, кто думает, что живой урок и урок перед экраном - одно и то же, ошибается. Мне встречались исследования, где говорится, что человек при общении вживую "считывает" до 120-150 разных параметров. Гаджет такой возможности не дает. Пока. Реальность вокруг меняется очень быстро. Уверен, что нынешние дети столкнутся с тем, что можно будет проверить и процесс решения творческой задачи. Алиса и Сири уже сегодня распознают и понимают типовые фразы. На самом деле даже современные программы в принципе способны поддерживать развитие нестандартного творческого мышления у ребенка, но их создание требует колоссальных затрат человеческих ресурсов.