Посвященный Дню учителя, он собрал на своей площадке не только больших историков и государственных деятелей, но и педагогов с их учениками и студентами. К слову, самой интересной частью форума стали вопросы, которые последние задавали первым.
А тема дискуссий самая актуальная - изучение исторической науки по-новому, качество преподавания в школах и вузах, а также продвижение в обществе, особенно среди молодежи, ценностей высокой гражданской культуры.
"Историки схожи с разведчиками: их профессиональный долг в том, чтобы добиться полноты картины, получить объективные и достоверные сведения, анализируя источники и собирая факты" - так необычно начал свое выступление перед гостями форума председатель Российского исторического общества (РИО) и глава СВР Сергей Нарышкин.
Впрочем, разговоры об истории нередко становятся спором не о датах и фактах, а о ценностях. "Богатство нашего прошлого всегда позволяет найти примеры, подтверждающие правоту той или иной позиции. В пылу такой дискуссии может возникнуть искушение подправить неудобное прошлое. На этот счет князь Вяземский, первый председатель Российского императорского исторического общества, риторически вопрошал: "Какой патриот не хотел бы выдрать несколько страниц из отечественной истории?" Только делать это категорически недопустимо. Ведь прикладная ценность исторического опыта, его практическая значимость и польза, в том случае будут утрачены", - заявил Нарышкин и привел в пример соседних государств, где история откровенно фальсифицируется, ее интерпретация навязывается силой, с неугодными памятниками ведется настоящая война.
Глава РИO убежден, что власть недолжна учить историков их ремеслу. "Напротив, именно профессиональным ученым следует адресовать вопросы о нашем прошлом, волнующим и государство, и наше общество, - резюмировал он и поздравил школьных историков с их праздником. - Именно педагог своим талантом, своими знаниями, опытом и профессионализмом помогает ученикам осваивать азы исторической культуры, прививает гражданственность и учит самостоятельному мышлению. В руках учителей по-настоящему наше будущее".
Тема патриотизма и критической или позитивной оценки прошлого особенно волновала форумчан. "Споры и дискуссии о той или иной личности, событии в истории были, есть и будут. Тем более когда находятся неизвестные ранее факты. Это нормально. Ненормально - вычеркивать, устранять кого-то или что-то из исторической памяти, - поддержал князя Вяземского помощник президента России и глава Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. - Ненормально - впадать в бездумное восхваление или порицание. Давать оценки, только и исключительно исходя из наших сегодняшних представлений о морали, праве, добре и зле, судя из дня сегодняшнего, зная точно сегодня результаты, последствия их деяний".
Не надо сравнивать Ивана Грозного с Махатмой Ганди и принцессой Дианой, заострил свой тезис Мединский. "Они жили в разных вселенных. Используйте при оценках принцип историзма. Не оправдывайте. Изучайте эпоху. Сравнивайте с современниками. Грозного, например, - с Генрихом VIII и акторами Варфоломеевской ночи. Не оправдывайте. Но судите не по Хельсинкским декларациям и документам ООН о правах человека. Судите по законам и понятиям того времени, попытайтесь окунуться в те реалии и те представления общества, элит да и простых людей о законе, справедливости, Боге и дьяволе, и тогда многое предстанет в другом свете…" - советует непрофессиональным любителям исторической тематики советник президента.
На встрече было много студентов, которые спросили у главных спикеров, с какого времени начинается новейшая история? "История России непрерывна. И это главное. Деление ее на различные исторические эпохи - это в большей степени вопрос технический. Но в историографии принято считать, что новейшая история России отсчитывается от событий Великой русской революции 1917 года, а современная история - с начала 90-х годов прошлого века, - терпеливо растолковал Сергей Нарышкин. - Именно в эти периоды происходили переломные события отечественной истории. Новый историко-культурный стандарт преподавания истории в школе охватывает период до 2018 года, практически до наших дней".
Участникам форума представили и блестящие примеры, как искусство может ненавязчиво и талантливо откликнуться на немодную в "продвинутой" среде патриотическую тему. Например, работы участников конкурса видео для интернета, где в современном формате молодые авторы рассказали о самом возрастном Герое Советского Союза Матвее Кузьмине, который совершил свой подвиг в 83 года.
А вечером прошел предпремьерный показ фильма "Подольские курсанты".