Максим Анатольевич, что происходит с ценами на автомобили?
Максим Агаджанов: В первую очередь стоит отметить, что цены не растут скачкообразно - производители сами формируют прайс-лист, исходя из спроса, экономической ситуации в стране и наличия машин. Они пытаются восстановить маржинальность бизнеса за счет постепенного повышения стоимости. Мы вряд ли увидим, скажем, 10-процентный скачок по всей модельной гамме марки. По одной модели реальный рост может составить 12%, а по другой - 4%. Зная это, было бы некорректно определять "среднюю температуру по больнице", но рост цен не прекращается. В этом году основными драйверами стали пандемия и скачки курса валют.
Как повлияла пандемия на стоимость машин?
Максим Агаджанов: Заводы "стояли" на протяжении 2-3 месяцев, поэтому автомобилей сейчас не хватает во всем мире. Это не искусственно созданный ажиотаж. Большая часть производства сосредоточена в Китае, где впервые появился очаг вируса. Многие иностранные и отечественные компании либо полностью зависят от китайского рынка, либо получают оттуда часть комплектующих. Остановка производства ударила по рынку, который оказался не готов к этому.
С этим связан дефицит на некоторые модели?
Максим Агаджанов: Потребители быстро оценили ситуацию - март этого года рынок закрыл в плюсе и еще был полон оптимизма. Однако последующие месяцы расставили все по своим местам. Еще недавно мы наблюдали реализацию отложенного спроса - люди покупали, не глядя, даже без скидок. В июле продажи новых автомобилей выросли на 6,8% по сравнению с июлем 2019 года. Спрос был практически на все модели. Отсюда нехватка некоторых из них - в основном тех, которые участвуют в государственных программах. Производителям нечем перекрывать образовавшийся пробел.
Не только пандемия сказалась на росте цен?
Максим Агаджанов: Конечно, мы очень привязаны к курсу. И доллар, и евро активно растут - за последний месяц мы наблюдали серьезный скачок. В целом рынок традиционно опасается введения санкций. Производители не будут работать себе в убыток, поэтому компенсируют этот скачок курсов, корректируя цены. На мой взгляд, в эту стратегию заранее заложены возможные риски. С момента введения санкций против различных секторов российской экономики рост цен продолжается вплоть до сегодняшнего дня.
Это сказывается на производителях, многие из которых получают под 90% комплектующих из-за рубежа. Даже Renault локализовал производство в России только на 60-70%. Остальные комплектующие по-прежнему производят и собирают за границей. Отечественные производители - не исключение. Мы заказываем на китайском рынке около 50-70% всех компонентов. А пандемия привела к закрытию границ.
Фактор, который спас рынок от катастрофы, - перенос повышения тарифов на утилизационный сбор на будущий год, что немного минимизировало рост цен в текущем. У нас нет оснований прогнозировать быстрое восстановление рынка, поэтому остается надеяться, что в 2021 году повышения вновь не произойдет.
Следует ли из этого, что ажиотажный спрос на автомобили оправдан?
Максим Агаджанов: Если рассматривать покупку нового автомобиля, то стоить совершить ее как можно скорее. До конца года цены точно еще "доберут" (по некоторым прогнозам - до 10%), да и многих моделей на рынке осталось критически мало. Сейчас производители обещают новые осенние поставки, но реальность этих обещаний очень зависит от развития пандемии и ограничительных мер, которые могут ввести. Учитывая эти факторы, у меня нет оснований думать, что рост цен выйдет на плато или достигнет стагнации - скорее всего, завтра будет дороже, чем вчера.
То есть надо срочно покупать автомобиль?
Максим Агаджанов: Чего точно не стоит делать - покупать автомобиль в панике. Из-за эмоциональных покупок мы получили избыток спроса и недостаток автомобилей. Срок ожидания востребованных моделей на рынке может составлять несколько месяцев - на них стабильно повышенный спрос. Скачки потребительского спроса выгодны дистрибьюторам, часть из которых отказывается от скидок и зарабатывает "по полной". Неопределенность также подстегивает покупателей - они разбирают даже те модели, которые традиционно считались неликвидными.