На Северо-Западе сейчас у промысловиков и перекупщиков популярны два крупных оптовых рынка в Санкт-Петербурге: один в Московском районе, второй в Калининском. Бизнес этот зародился в 90-х и мало изменился. Схема по поставке и перепродаже озерной, речной и морской охлажденной рыбы и сегодня организована и работает, как четверть века назад.
Промысловики из Новгородской, Псковской, Ленинградской областей и Карелии загружают машины с вечера и после ночи в дороге приезжают на рынок Санкт-Петербурга к семи утра. Здесь они сдают рыбу владельцам контейнеров и холодильников по оптовой цене. Рыбу раскидывают по лоткам и сортируют.
Сразу появляются перекупщики, кто берет по 500-1000 килограммов разной рыбы, например: 200 килограммов псковского судака, 250 - ильменской щуки, 300 - карельской форели. Они повезут рыбу уже в районы Ленинградской области на мелкооптовые базы. В девять утра там перепродадут с наценкой уже владельцам магазинов или рыночным торговцам. И на каждом этапе рыба дорожает, в зависимости от аппетитов и объемов - от 5 до 40 процентов.
- Судак сегодня по 250 рублей, но от погоды зависит. Сейчас ветер поднялся над Ладогой, значит, дороже рыба будет. При ветре бывает и 280 рублей, рыбы же меньше ловят, - рассказывает о сегодняшней сделке перекупщик Олег. - В хорошую погоду рыба дешевле. Приезжаю каждый день и беру по 150-200 килограммов рыбы. Это только судака, а еще леща и форели. Форель из Карелии - только они выращивают. Треску обязательно беру мурманскую, охлажденную. Но она дорогая - 300 рублей сейчас. А продавать буду, 310-315 рублей поставлю. Мы берем объемами. Накрутка у нас 5-10 процентов, а если больше накручу, кто ее возьмет?
Днем на прилавке рыбного магазинчика в Ленинградской области эта треска появится уже по 400-450 рублей. Судак будет стоить 300-350 рублей. А вот живую рыбу - карпов и белого амура - привозят даже из Ростова-на-Дону.
- Сначала его в воде полтора дня везут из Ростова к нам на базу. В воду всю дорогу подается кислород. На основной базе сливаем воду и сразу сюда привозим, - рассказал "РГ" экспедитор Михаил. - Все с утра, чтобы без пробок и раньше свежую раскидать по точкам. Сегодня сюда привезли 400 килограммов, ну примерно столько каждое утро и привозим.
Если рыба не живая, а охлажденная, то товар принимают и перепродают часто прямо на улице, не занося ящики в павильоны. Когда опт небольшой, а рыба крупная - придирчиво осматривают каждую.
- Свой ларек у меня в городе Тосно. Покупаю мурманскую рыбу: треску, пикшу, камбалу. Накидываю 40 процентов. Осматриваю каждую рыбину при покупке: жабры, глаза, чтобы свежая самая была у меня на прилавке. А если кто несвежую возьмет, он же больше не вернется за рыбой... - делится перекупщик Роман. - Еще торгую в магазине мясом и молочкой, вот в прошлом году открыл рыбный отдел. Сегодня зубарь - 120 рублей, судака за 290 взял. Сто килограммов возьму в день, и хватает, а больше не продать.
Сентябрь и октябрь - пик сезона для промысловиков. Считается, что осенью рыбаки берут около половины годового улова. Но этой осенью часть артелей сократили промысел из-за проверок Северо-Западного территориального управления Росрыболовства, которые начались в сентябре. Насколько меньше рыбы поступит на рынок и смогут ли выбрать квоты - станет известно только в ноябре.
- Продолжают промысел в обычном режиме те, у кого соймы, дефицита рыбы нет. Но часть рыбаков стоят на берегу и боятся после проверок, не выходят в озеро, - рассказала председатель правления некоммерческого партнерства "Новгородские рыбопромышленники" Наталья Емельянова. - По итогам сентября рыбы будет меньше. Про октябрь еще не знаем. Зато потребности рынка и населения сейчас хорошо закрывают рыбаки-любители. Они в этом году очень хорошо и много ловят и щуки, и судака.
Опрошенные "РГ" промысловики обещают, что в связи с вынужденным простоем и уменьшением объемов промысла повышать цены не планируют. Население не готово сегодня платить больше.
Любопытная деталь. Если рыбу, пойманную в новгородском Ильмене, в области продают по одной цене, то на базу в Питер везут уже за значительно меньшие деньги - опт.
- Средний судак сейчас идет весом 300-500 граммов и отвозим его по 80 рублей, крупного по 180 рублей, щуку по 100 рублей, - подсчитывает промысловик Алексей Рунцев. - Если продаем в Новгороде, то, конечно же, дороже, ведь уже не оптовые, а розничные цены. Если на базу везем судака по 180 рублей, то в Новгороде он у нас 250-280 рублей.
Кажется, с одной стороны, эту тонну рыбы можно было бы продать и в Великом Новгороде, стоит только снизить цены на 40-50 процентов. Новгородцы бы охотно и быстро раскупили свежую рыбу. И такие акции уже проводили в августе и сентябре прошлого года. Но разово. Промысловики не видят смысла в снижении цен в магазинах и ларьках, потому что разница между оптовой и розничной ценами - это затраты на организацию торговой точки, оплату труда продавцам, налоги и сборы.
- Оптовые цены на рыбу не растут уже лет десять, ну, может, на 15-20 процентов подросли, - сокрушается промысловик Иван Пиреев. - Это ничтожно мало на общем росте за эти годы. Мы как продавали щуку за 80-100 рублей, а судака по 200, так и продаем, а затраты на топливо, технику, снасти, налоги многократно выросли.
Далеко не всегда самим промысловикам нужно отвозить улов на базы в Санкт-Петербург, до которого из Великого Новгорода около двухсот километров, из Пскова - почти триста. Перекупщики из Москвы готовы забирать уловы. Но есть ряд требований: стабильность в объемах и качественная заморозка. Ни того ни другого региональные мелкие артели обеспечить сегодня не могут. Нужны инвестиции в цеха по первичной обработке, а их у артелей, как правило, нет. Вот и работает сегодня схема из 90-х: поймай-продай-купи-продай.