Падение доходов пришлось на пик пандемии коронавирусной инфекции, когда в стране действовал режим самоизоляции. Кандидат экономических наук ЮФУ Юрий Пономарев считает, что пережить период ограничений помогли выплаты государства на зарплату и льготные кредиты бизнесу, которые позволили предприятиям сохранить штат, а людям не лишиться своих доходов. Этому способствовала индексация пенсий и увеличение пособий.
Если бы государство не приняло перечисленные меры, произошло бы значительно большее снижение доходов. Критикуемая многими экономистами "раздача денег" помогла стабилизировать экономику и удержать ее от резкого падения. Стабильности способствовала и относительно низкая инфляция, чуть больше трех процентов. Если принять во внимание, что Банк России стремится к целевому значению около четырех процентов, то реальный показатель совсем неплохой.
- Судя по данным статистики, экономические неурядицы, вызванные самоизоляцией, в меньшей степени затронули субъекты с высокой долей занятости населения в бюджетной сфере, а также регионы, где многие получают пенсии и различные пособия либо трудятся в частном секторе и зарабатывают мало, - добавил эксперт ростовского рейтингового агентства Максим Иващенко. - Например, среди тех, кто показал прирост доходов населения к уровню прошлого года, - Мордовия, Тыва и Хакасия. Скорее всего, объясняется это эффектом низкой базы. Именно по этой причине я не решаюсь назвать регионы, где произошел, казалось бы, парадоксальный рост доходов в этот период, экономически благополучными. Как только ограничения окончательно отменят, югу России с его высокой предпринимательской активностью будет значительно легче вернуться на прежние позиции, в том числе, и по доходам населения.
В целом же экономисты сошлись во мнении, что гораздо полнее отражает экономическое положение регионов другой показатель - оборот организаций, включающий стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, а также выручку от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей). В январе-июне 2020 года оборот организаций Южного федерального округа в совокупности составил 6,1 триллиона рублей, сформировав 6,5 процента общероссийского. Наибольший вклад внесли Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская область. Рост оборота организаций по отношению к аналогичному периоду прошлого года наблюдается на Дону, в Крыму и в Севастополе.
- Я бы назвал этот показатель индикатором предпринимательской активности, и по нему видно, что юг страны не собирается сидеть сложа руки, даже несмотря на ограничения, связанные с коронавирусом, - сказал Юрий Пономарев. - Чем это обусловлено, историческими обстоятельствами или особенностями менталитета, не берусь утверждать. Но как только ограничения начали отменять, мы увидели существенное оживление экономики и рост заработной платы. Времени на раскачку не потребовалось.
Хотя без потерь, конечно, не обошлось. Так, в Ростовской области период ограничений не пережили четыре процента предприятий, работавших в потребительской сфере. Закрылось 3 880 компаний. Наиболее пострадала оптовая торговля, около 8 процентов. Работа этих предприятий не была запрещена во время пандемии, но некоторые ограничения не оставили шанса на выживание. Розничная торговля сократилась на 2,7 процента. Что касается сферы общественного питания, то количество юридических лиц сократилось, но увеличилось число индивидуальных предпринимателей. Таковых в регионе появилось еще 67. Об этом сообщила директор департамента потребительского рынка Ирина Теларова.
Андрей Белоусов, первый вице-премьер правительства РФ:
- Задача властей состояла в том, чтобы поддержать работающих людей и не дать кризису расползтись на смежные отрасли по цепочкам поставок и платежей. Оперативно были предприняты действия, направленные как на поддержку доходов населения, так и пострадавших отраслей экономики. Только из федерального бюджета было затрачено более четырех триллионов рублей, 3,9 процента ВВП. Это позволило ограничить глубину и продолжительность спада производства и потребления и, главное, поддержать занятость.