Соответствующий законопроект о внесении изменений в закон о безопасности дорожного движения поступил в правительственную комиссию по законопроектной деятельности.
Правда, пока не был рассмотрен. Напомним, что этот документ был разработан МВД и получил одобрение минздрава. То есть эти ведомства пришли к взаимопониманию, хотя начиная с 2010 года минздрав стойко отказывался предоставлять такую информацию, ссылаясь на врачебную тайну.
Между тем необходимость в получении автоинспекцией такой информации возникла не на пустом месте. Дело в том, что сейчас те, кто не работает водителем, в основном проходят медкомиссию раз в десять лет. При замене прав. За этот период все что угодно может с человеком произойти. Однако из-за того, что между минздравом и МВД до сих пор не был налажен обмен информацией, те, у кого вдруг появились противопоказания или медицинские ограничения к управлению автомобилем, продолжали ездить за рулем.
Причем аннулированием их прав занималась уже прокуратура. В течение последних трех лет было установлено более 95,5 тысячи случаев наличия у водителей медицинских противопоказаний или ограничений к управлению транспортными средствами. 15 448 случаев в 2017 году, 28 603 - в 2018 году и 51 454 - в 2019 году.
В связи с этим более 36 тысяч водительских удостоверений было аннулировано на основании судебных решений о прекращения права на управление транспортными средствами. Из них 11 478 водительских удостоверений было аннулировано в 2017 году, 12 866 - в 2018 году и 18 110 - по итогам 2019 года.
В остальных случаях было прекращено право управления отдельными категориями транспорта с выдачей новых водительских удостоверений.
Как это будет работать? Представим, что в больницу попал человек с каким-то заболеванием, с которым нельзя управлять автомобилем. Врач фиксирует эту информацию в медицинской информационной системе больницы либо в региональной единой информационной системе здравоохранения. А также информация предоставляется в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения.
Предполагается, что к моменту вступления в силу этих поправок такая информационная система уже будет работать. И более того, она будет взаимодействовать с информационной системой ГИБДД. Кстати, срок вступления в силу поправок предполагается с 1 июля 2022 года. То есть на разработку и отлаживание информационного взаимодействия времени предостаточно.
Откуда врач узнает, что пациент имеет право управления? Это он увидит в той самой базе, в которую будет вносить информацию. После этого он должен будет направить водителя на необходимые исследования, лечение, а также на проведение внеочередного обязательного медицинского освидетельствования, которое проводится врачом-специалистом по профилю выявленного заболевания.
На период проведения обследования действие ранее выданного заключения - той самой водительской медсправки - приостанавливается. О чем через единую информационную систему извещается ГИБДД.
Если в результате обследования диагноз подтвердится или водитель проигнорирует назначенные обследования, а также не пройдет внеочередное медосвидетельствование, то ранее выданное заключение о его допуске к управлению будет аннулировано. Информация об этом также поступит через единую информационную систему в ГИБДД, которая уже на основании этого подготовит материалы для аннулирования водительского удостоверения.
Напомним, что лишить водителя прав может только суд. Именно так сейчас и происходит, когда прокуратура направляет запрос в медучреждение для получения подтверждения допуска к управлению того или иного водителя, и на основании полученных данных подает в суд на аннулирование водительского удостоверения.
В предложенной процедуре не будет больше прокуратуры, а информация от медиков будет непосредственно поступать в ГИБДД.
Помимо противопоказаний, есть еще показания к управлению с определенными ограничениями. Если возникли такие болезни, то эта информация таким же образом дойдет до ГИБДД и станет поводом для оформления прав с учетом этих ограничений.
Кстати, сама водительская медсправка будет оформляться не только в бумажном, но и в электронном виде, подписываться усиленной квалифицированной подписью врача и тут же будет доступна для Госавтоинспекции.