12.10.2020 10:00
Digital

Один бандикут хорошо, а два - лучше. Обзор игры Crash Bandicoot 4

Текст:  Богдан Бобров
/ Скриншот игры "Crash Bandicoot 4: Это вопрос времени"
Читать на сайте RG.RU

"Crash Bandicoot 4: Это вопрос времени" - первая полностью новая игра в культовой серии платформеров более чем за 10 лет. Поэтому есть смысл начать ее обзор с небольшой исторической справки.

Первая часть вышла в 1996 году эксклюзивно на приставке PlayStation (тогда еще даже не имеющей порядкового номера) за авторством молодой студии Naughty Dog, в дальнейшем ставшей флагманом игровой индустрии благодаря франшизам Uncharted и The Last of Us.

После было выпущено два прямых продолжения - трилогия завоевала любовь игроков и критиков, а также показала впечатляющие для своего времени продажи. После этого производством серии занимались другие компании, которые не могли похвастаться похожими успехами.

Разработчики Toys for Bob в ходе промо-кампании заверяли аудиторию, что в качестве ориентира для четвертой части была взята именно трилогия Naughty Dog - их игра продолжит сюжет после третьей части, игнорируя все остальные проекты. И, забегая вперед, хочется сказать, что это у них получилось, но обо всем по порядку.

В начале сюжетной завязки бандикут Крэш мирно спит на старом диване на берегу моря и никого не трогает, но злодеи, запертые им ранее в другом измерении, находят способ сбежать из заточения и, естественно, собираются ему отомстить, попутно уничтожив время и пространство.

Чтобы прекратить эти безобразия, главному сумчатому герою вместе со своей младшей сестрой по имени Коко (любой сюжетный уровень можно пройти обоими персонажами) предстоит собрать волшебные квантовые маски, чтобы исправить все пространственно-временные парадоксы. История подается в виде катсцен между уровнями - по качеству проработки, визуала и художественного оформления они вполне способны тягаться с крупными голливудскими мультипликационными проектами.

Не хватает разве что какого-либо бэкграунда происходящего - в прологе, например, можно было бы дать краткий пересказ предшествующих событий, потому что аудитория, незнакомая с серией, вполне справедливо первое время будет задаваться вопросом: "Что происходит, и кто все эти… бандикуты?"

На всякий случай, чтобы снять хотя бы часть из них - самое популярное видео на YouTube по запросу "bandicoot real life", в котором коротко рассказывается об этом австралийском зверьке.

Геймплейно же проект можно условно поделить на несколько составляющих. Первая - самая объемная - это классический платформинг в духе оригинальных Crash Bandicoot с попеременным переходом из полного 3D в боковой сайд-скроллинг. И в этом аспекте Crash Bandicoot 4 - самая олдскульная, суровая, хардкорная, зубодробительная, безжалостная и беспощадная AAA-игра за последние 10 лет.

Причем у игры нет привычного выбора сложности - геймерам предлагается выбрать между "современным" и "ретро-режимом" - отличаются они только тем, что во втором после израсходования определенного количества жизней уровень придется начинать сначала.

И в тот момент, когда Крэш в очередной раз падает в пропасть, а геймпад уже готов полететь в телевизор, игровой процесс кардинально меняется - и это второй большой сегмент игры. Вот бандикут скользит по зиплайну, как диснеевский Тарзан в джунглях, а здесь он уже оседлал инопланетного динозаврика и пытается увернуться от желающих сожрать его плотоядных цветов. Ближе к концовке протагонист начинает бегать по стенам и пытается догнать самолет, перемещаясь по выпадающим из него ящикам.

Нельзя назвать эти вставки более простыми в плане прохождения, но смена действа на экране заставляет не бросать саму игру и подавляет желание к повреждению цифровой техники.

И когда из-за постоянных рестартов чувство жжения чуть ниже спины начинает достигать критических показателей, разработчики предоставляют игроку управление другими персонажами - доктором Нео Кортексом, Дингодилом и старой подругой Крэша, о которой уже очень давно ничего не было слышно. Их механики здорово отличаются, да и локации спроектированы под них соответствующим образом. По сути, каждый из них с таким подходом вполне может претендовать на собственный спин-офф.

В такие моменты напряжение снова спадает - не до комфортных значений, конечно, а как раз, чтобы отвыкнуть от игры за Крэша и Коко, чтобы, переключившись обратно на них, снова начать нагревать стул.

Также заметное разнообразие и одновременно усложнение в геймплей вносят те самые квантовые маски. С одной Крэш замедляет время и начинает косплеить Принца Персии, другая  - меняет гравитацию, третья - позволяет сильнее раскручиваться и дальше прыгать и т.д. И когда приходит время их комбинировать - для спинного мозга и моторики начинаются самые серьезные испытания.

И здесь стоит уточнить, что такое бесцеремонное отношение с геймером со стороны игры - это суперкруто. Все прошедшее десятилетие хардкорность в играх стойко ассоциировалась с Souls-серией, и, наконец-то, появился достойный соперник, причем в кардинально ином жанре.

Да, основной сюжет можно пройти наскоком за пару дней - это значительно прибавит седых волос и несколько подорвет нервную систему - финальный ролик и титры будут показаны, но при этом в статистике прохождения будет цифра, немного превышающая отметку в 30 процентов.

И здесь открываются широчайшие возможности реиграбельности проекта - у каждого уровня есть своя "эн-вертированная" версия - с отличными механиками и оформлением. Кроме того, имеются испытания на сбор предметов, скорость прохождения и многое другое - настоящее раздолье для трофихантеров, спидраннеров и перфекционистов. А еще на уровнях спрятаны бонусные этапы - это действительно сложные головоломки с различными типами ящиков. Находя спрятанные VHS-кассеты, можно опробовать первые испытания Крэша, завязанные на прыжках, в бытность его подопытным у доктора Кортекса. За выполнение всего этого открывается доступ к различным обликам - и никаких микротранзакций.

Учитывая, что главных бандикутов в игре два - разумно напрашивается какой-нибудь кооперативный режим, но его, к сожалению, нет. Есть настройка "Из рук в руки", с помощью которой на экране будет показываться очередность игроков, чтобы передавать геймпад после очередной смерти или чекпоинта. А также в главном меню есть пункт "Битва бандикутов" - это возможность посоревноваться в скорости прохождения или сборе предметов, но также не совместно, а по очереди. В этом же плане заметно проседает повествовательная часть, когда в заставке участвовало несколько персонажей, а непосредственно в игре Крэш (или Коко) начинает уровень в одиночестве.

Что можно сказать в итоге о "Crash Bandicoot 4: Это вопрос времени"? По уровню гейм-дизайна - это выверенный, сбалансированный и отлаженный проект с достаточно высоким порогом вхождения. Для тех, кто помнит и застал "того самого Крэша с первой соньки" - эта игра станет настоящим глотком свежего воздуха и сможет занять на долгие часы. Для аудитории современной, привыкшей к подсказкам на загрузочных экранах, вроде "чтобы победить врага - бейте его, чтобы не получить урон - уклоняйтесь от атак", Crash Bandicoot 4 может стать дверью в славный мир хардкорных игр, которые лучше всех остальных поставляют дофамин в организм.

Игры