17.11.2020 12:50
Культура

На кинофестивале "Московская премьера" показали фильм, которого не существует

Восставшая из пепла лента показала Ашхабадское землетрясение 1948 года
Текст:  Александр Бушев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №266 (8320)
Известный московский режиссер Мурад Алиев представил на днях московской публике свой пронзительный фильм "Дети землетрясения" ("Ночь желтого быка"). Картина демонстрировалась в рамках 2-го международного фестиваля кино стран Содружества "Московская премьера", стартовавшего в столице РФ 12 ноября и сегодня, 17 ноября, финиширующего.
/ Из архива Александра Бушева
Читать на сайте RG.RU

Показ стал, без преувеличения, одной из самых удивительных (хотя и внеконкурсных) премьер нынешнего кинофорума. Почему? Хотя бы потому, что эту свою двухсерийную работу режиссер снял… 23 года назад. Но это не единственная причина.

Землетрясение произошло вблизи Северных Курил

О чем лента? О страшном Ашхабадском землетрясении, уничтожившем до основания туркменскую столицу в ночь с 5 на 6 октября 1948 года. В отличие от Ташкентского землетрясения 1966 года, в котором погибло несколько человек и о котором знали все в Советском Союзе, Ашхабадское унесло, по разным версиям, от 70 до 130 тысяч жизней. Тогда командующий Туркестанским военным округом генерал И. Е. Петров оценил катастрофу так: подобные разрушение могли нанести 500 тяжелых бомбардировщиков, если бы сбрасывали бомбы круглосуточно в течение полугода.

Но долгие годы об ашхабадской трагедии мало кто знал в СССР, только-только сбросившем с плеч фашизм. На долгие годы на полку были положены съемки знаменитого советского документалиста Романа Кармена, прилетевшего в Ашхабад сразу после землетрясения. И лишь много лет спустя вышла в свет единственная художественная повесть очевидца трагедии, ленинградского писателя Лазаря Карелина, эвакуированного в Ашхабад в годы войны вместе с Ленфильмом. Книжка хотя и называлась "Землетрясение", но подробно повествовала об атмосфере, царившей в творческой среде Ашхабада накануне катастрофы. Вот, пожалуй, и все, если не считать разрозненных и коротких воспоминаний прямых очевидцев.

Поэтому, когда в начале 90-х режиссер Мурад Алиев приступил к съемкам первого художественного фильма, посвященного ашхабадской трагедии, многие интересовавшиеся этой темой выдохнули: "Наконец-то!.."

Премьера состоялась в 1996 году, но не в кинотеатре, а во… дворце туркменского президента Сапармурата Ниязова (Туркменбаши). Это был первый и, увы, последний показ. Потом начинается настоящая детективная история. В одночасье все разговоры о новом фильме прекратились. Поползли слухи, дескать, Туркменбаши даже не досмотрел картину, а в середине показа молча встал и вышел. Последовал приказ: изъять все копии фильма. До сих пор непонятно: то ли пленки уничтожили, то ли все же поместили в закрытый архив. Словом, было кино и не его стало.

…Минуло почти 24 года и вот она - московская премьера. Как же удалось сохранить и вывезти в Россию копию? Об этом создатели "Детей землетрясения" умалчивают. Мурад Алиев сегодня называет свое детище фильмом, которого официально не существует, и благодарит художественного руководителя кинофестиваля "Московская премьера" Вячеслава Шмырова за возможность впервые его показать на большом экране.

- Лента создавалась под знаменем Международного фонда Ролана Быкова, - рассказывает Мурад. - Точнее, его туркменского филиала - Центра кино и телевидения для детей и юношества "Нусай". И фильм смело можно назвать детищем Ролана Быкова, который родился в Туркмении и не просто снялся в одной из главных ролей "Детей землетрясения", но стал вдохновителем всей съемочной группы.

Быков сыграл в одном из самых пронзительных эпизодов картины. Его герой - директор детского интерната, человек с необычным именем Чапай Иванович. В ночь землетрясения ему не спится - воют собаки, беснуются домашние животные… Директор заводит казенный кинопроектор и в одиночестве смотрит "Чапаева". Вдруг раздается страшный подземный гул. На экране Петька и комдив уходят от неприятеля, бросаются в воды Урала и пытаются переплыть реку. Раненый Чапай гребет одной рукой, Петька отстреливается. Чапай Иванович бросается спасать детей своего интерната. Покосившийся кинопроектор продолжает "крутить" финальную сцену фильма: роковая пуля настигает Чапаева, и он тонет. В этот же момент рухнувшая стена хоронит под собой и ашхабадского тезку героического комдива...

Роль Чапая Ивановича стала последней в творческой биографии Ролана Быкова, вскоре он уйдет от нас, и случится это… в ночь с 5 на 6 октября 1998 года, то есть спустя ровно 50 лет после гибели его киношного героя.

Представляя премьеру "Детей землетрясения" московскому зрителю, создатели фильма назвали ее "мемориальным показом".

- Дело в том, - пояснил Мурад Алиев, - что примерно двух третей актеров, который у нас снимались, уже нет в живых. Помимо Ролана Быкова ушли Алексей Булдаков, Люсьена Овчинникова, Евгений Жариков, Артык Джаллыев, Баадур Цуладзе, нет уже и автора сценария Булата Мансурова…

Новый проект даст каждому самостоятельно расследовать гибель группы Дятлова

Нет на свете и главного заказчика "Детей землетрясения", спонсора и человека, запретившего фильм - президента Туркменистана Сапармурата Ниязова.

Повисает вопрос: что же так не понравилось всесильному диктатору Туркменбаши в фильме Мурада Алиева? Об этом сегодня можно только гадать. Возможно, не по душе пришлось то, что роль мальчика, сыгравшего детство будущего президента (в фильме героя зовут Сердар и от его имени ведется повествование), исполнил не туркмен (Максат Пулатов)? А может, то, что спасли юного Сердара из-под завалов русский (Алексей Булдагов) с грузином (Баадур Цуладзе), а не мать, как это официально преподносилось?

Возможно была и иная причина, но не секрет, что на исходе жизни в речах туркменского лидера, получившего среднее и высшее образование в Ленинграде, все больше и больше звучали националистические антирусские нотки.

Как быто ни было, а "рукописи не горят", и фильм остался жить, хотя та страшная ночь желтого быка 1948 года уходит все глубже и глубже в историю, унося с собой скорбь и слезы выживших и их потомков. Но фильм Алиева не дает предать забвению те страшные дни из истории нашей когда-то общей страны.

Досье

Мурад Алиев родился в 1951 году. Советский, российский и туркменский киноактер, кинорежиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств. С 2001 года живет и работает в Москве. Снимался в фильмах "Земля Санникова", "Чудак", "Ермак" и др. Как режиссер снял 15 фильмов, среди которых сериалы "Офицеры", "Платина", "Морпехи", "Пустыня", "Дельфин" и др.

Как это было

Из доклада правительственной комиссии по ликвидации последствий землетрясения в Ашхабаде (октябрь 1948 г.):

По данным сейсмической станции Академии наук, сила землетрясения определяется в 9-10 баллов. Смещение почвы в гор. Москве достигло 0,4 миллиметра, что указывает на большую силу землетрясения.

По имеющимся у нас данным, жилой фонд города Ашхабада состоял из 9434 домов общей площадью 558 тыс. квадратных метров... Все эти здания в основном разрушены.

Количество человеческих жертв еще не установлено, но они очень значительны.

В течение дня (7 октября 1948 г. - Ред.) на улицах города собрано 5300 трупов, которые свезены к местам захоронения...

Может ли это повториться?

Ведущий научный сотрудник Института физики Земли РАН Самвел Акопян, возглавляющий Международный центр глобального мониторинга и прогноза сейсмической погоды, заявил недавно в Мадриде: "Мы пользуемся программой, которая рассчитывает новые параметры, с которыми сейсмологи не работают. По сути, это новая азбука, на основе ее можно расшифровывать информацию, невидимую общепринятыми способами".

Угрожают ли России сильные землетрясения в ближайшем будущем? На этот вопрос физик ответил, что "неустойчивость сейчас движется с Западного Кавказа, через Анапу в сторону Ялты. Но это движение может дойти до зоны Ялтинского землетрясения (1927 года) лишь через пять лет".

Кроме того, по словам ученого, наблюдается стык Алеутских островов и Камчатской дуги, и в этом районе в ближайшие два года возможно сильное землетрясение.

Мировое кино Туркмения