Леонид Григорьевич, пандемия стала для планеты мощнейшим стрессом мира. Как в новых условиях адаптируется белорусская экономика?
Леонид Брич: Пандемия - свершившийся факт, и я убежден, что в свое время было принято правильное решение не паниковать по этому поводу. В отличие от многих других стран у нас не вводились строгие карантинные мероприятия в основных секторах экономики. Хотя Беларусь за это сильно критиковали. Но социально-экономические результаты девяти месяцев нынешнего года, насколько можно судить по имеющимся данным, говорят сами за себя. Основные системо- и градообразующие предприятия не пострадали. На фоне аналогичного периода прошлого года допущено минимальное снижение ВВП - до 98,7 процента. Практически во всех соседних странах падение куда более глубокое. Реальная зарплата не уменьшилась. А по сведениям, которые недавно обнародовал Премьер-министр Роман Головченко, зарплата бюджетников увеличилась на 14 процентов, в том числе у врачей - на 22 процента. Ставится задача, несмотря на вторую волну пандемии коронавируса, по уровню ВВП выйти на показатели предыдущего года, хотя, на мой взгляд, сделать это будет очень и очень непросто.
Чаще всего в числе наиболее пострадавших - туризм и транспорт.
Леонид Брич: Общие проблемы затронули и нашу республику. Пострадали грузоперевозки, транспортные услуги, общепит и сфера туризма, гостиничный бизнес. Ведь Беларусь - страна с открытой экономикой, в большей степени экспортно ориентированная. А границы для граждан и в значительной степени для бизнеса до сих пор фактически закрыты, в том числе с Россией. В итоге пострадал экспорт - за девять месяцев он составил лишь 83,8 процента к аналогичному показателю прошлого года. Но если бы мы закрыли промышленные предприятия, то нетрудно представить, какая бы возникла ситуация. Масса людей оказались бы на улице, восстановить производство было бы очень сложно. Да, порой некоторые заводы работали на склад. В этом был, конечно, экономический риск. Но он в основном оправдался. Сегодня белорусская продукция пользуется устойчивым спросом на внешних рынках. И сверхнормативных запасов на складах практически нет.
Какие социально-экономические ориентиры, на ваш взгляд, следует вынести на рассмотрение Всебелорусского народного собрания?
Леонид Брич: Поскольку социальные ориентиры в определяющей степени зависят от состояния ориентиров экономических, то, я считаю, главное внимание стоит уделить повышению эффективности экономики. По итогам уходящей пятилетки прирост ВВП ожидается на уровне 3,6 процента. Это значительно ниже запланированных параметров, и необходимо предпринять серьезные меры, чтобы не допустить подобного в будущем. Над разработкой таких мер, над совершенствованием хозяйственного механизма в целом сейчас напряженно трудятся ученые и практики, министерства и ведомства, органы власти на местах. Конечно же, не остаются в стороне и депутаты всех уровней. В то же время скажу, что республика добилась и реальных достижений. Например, средняя продолжительность жизни составляет 74,5 года. Это достойный показатель, который обязательно надо закрепить в следующей пятилетке. А для этого требуется неуклонно повышать уровень жизни: укреплять материальную базу медицины, образования, системы социального обеспечения, создавать благоприятные условия для повышения рождаемости… Нужно в больших объемах строить льготное жилье, в том числе для многодетных и - обязательно! - молодых семей. А фундаментом всех этих и многих других социальных факторов является экономика... Так что участникам Собрания предстоит рассмотреть целый комплекс жизненно важных вопросов.
Что предлагают граждане на диалоговых площадках?
Леонид Брич: Я был участником одной из них. Что вынес из дискуссии? Нам нужно определиться, как быть с неэффективными и убыточными госпредприятиями нестратегического значения. Но там имеется излишняя численность работающих. Как трудоустроить высвобождающихся людей? Кроме того, прозвучали предложения разделить в экономике функции регулятора и собственника, тогда эффективность менеджмента будет выше. Поступили предложения перераспределить бюджет в пользу местных Советов депутатов, расширить полномочия местных органов власти в управлении муниципальными предприятиями, усиливая при этом их ответственность.
Как же решать эти задачи?
Леонид Брич: Нужно определить критически важные сферы, где присутствие государства необходимо. А для работников высвобождаемых в ходе реформирования неэффективных субъектов хозяйствования необходимо создавать инновационные производства с высокой мотивацией труда, хотя бы по одному на район. Но для этого потребуются инвестиции. А значит, нужно обеспечить условия для их привлечения, соответствующие гарантии. У нас на счетах граждан находится около 23-25 миллиардов рублей, а сколько еще "под подушкой". Не исключено, что некоторым гражданам трудно объяснить происхождение этих средств, и они фактически заморожены. Очевидно, есть смысл пойти на амнистию таких капиталов, как это сделано в других странах, в том числе в России. Также желательно укрепить поддержку предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Большие ожидания в этой связи возлагались на Декрет № 7 "О развитии предпринимательства", сейчас белорусский парламент рассматривает соответствующие законопроекты, например, о саморегулируемых организациях, хозяйственных обществах. Предполагается, что роль государства в экономике будет ослабевать, а ответственность бизнеса перед потребителем - увеличиваться.
Подобные законодательные нормы действуют в России уже много лет. Учитывался ли этот опыт?
Леонид Брич: Однозначно. Кстати, на днях состоялось заседание Комиссии по экономической политике Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, где рассмотрен вопрос о совершенствовании в Союзном государстве нормативно-правовой базы, регулирующей меры по поддержке производств сельскохозяйственной техники. Мы избирательно подходим к унификации белорусского и российского законодательств, находим точки соприкосновения там, где это актуально.