02.12.2020 14:36
Общество

Как фейки в Сети влияют на борьбу с коронавирусом

Как соцсети разносят инфодемию и чем ее лечить
Текст:  Мария Резник
Российская газета - Федеральный выпуск: №274 (8328)
В конце ноября мы "отмечали" годовщину первого случая заражения COVID-19. Когда новый вирус разошелся по городам и странам, за ним разошлись и слухи о нем. Инфодемия стала не меньшей проблемой, чем эпидемия. Жительнице Амурской области был назначен первый в России штраф за распространение в соцсетях информации о заболевших коронавирусом земляках: в тот момент в области не было зафиксировано ни одного случая заболевания.
Читать на сайте RG.RU

Впервые в истории распространение новой болезни сопровождалось массовым использованием технологий: соцсети на карантине были чуть ли не единственным способом мгновенной коммуникации. Но в природе человека - если информации мало или совсем нет, начать ее придумывать. Слухи и догадки - частое явление в состоянии кризиса. Только когда слух распространяется в реальной жизни, то, как правило, не широко. Жителям подмосковной деревни нет дела до сплетен о жителях деревни в Краснодарском крае. Но современный мир, по определению Маклюэна, и есть "глобальная деревня", где события, происходящие в тысячах километрах от нас, играют не меньшую роль, чем происходящее на соседней улице. Вот и получается, что дезинформация, распространяясь мгновенно, достигает самые отдаленные точки земного шара.

Россия представит в ООН свою вакцину от коронавируса "Спутник V"

Быстрый способ коммуникации чрезвычайно важен, но чреват появлением информационных фейков. Сколько сообщений разошлось по Всемирной паутине о том, что алкоголь убивает коронавирус? Миллионы. А как много "экспертов" доказывали, что COVID-19 - это всего лишь сезонный грипп, а его серьезность раздувают мировые лидеры для тотального контроля над населением? Тысячи. Любители теорий заговора уверяли нас, что существует связь между 5G и коронавирусом, и вообще это Билл Гейтс решил заработать на мировом кризисе. По стопам COVID-19 двигался его призрак в форме дезинформации и пугал всех встречающихся на его пути.

Соцсети массово заражали пользователей неправдивыми сведениями. И если коронавирус часто проявлялся спустя две недели после заражения, то информационный вирус закреплялся в наших головах мгновенно. И даже неповерившие, увидев второе, третье, десятое сообщение, невольно начинали сомневаться. Это явление и называется инфодемией.

Уже в апреле Генеральный секретарь ООН объявил о начале работы в области коммуникаций, направленной на противодействие распространению дезинформации. Организация выпустила указания по выявлению и пресечению ненавистнической риторики, связанной с COVID-19. А в сентябре уже ВОЗ призывала государства-члены разработать планы действий по борьбе с инфодемией за счет содействия своевременному распространению достоверной информации и пресечения циркуляции ложных слухов.

При неверной информации увеличивается риск того, что человек пострадает от неправильного лечения или от недооценки масштаба проблемы

ВОЗ назвала главную причину обеспокоенности инфодемией: "ложные слухи уносят жизни людей". При неверной информации увеличивается риск того, что человек пострадает от неправильного лечения или от недооценки масштаба проблемы. Ну, например, в таких штатах США как Алабама или Техас студенты специально устраивали "ковидные вечеринки", с целью заразить как можно больше людей. Логика была следующая: чем раньше переболеешь, тем быстрее у тебя выработаются антитела и тем лучше. Иногда родители специально делают так, чтобы их дети заболели ветрянкой, чтобы потом не болеть в более взрослом возрасте. Но вылечить ветрянку в наше время довольно просто, а от коронавируса могут развиться непредвиденные осложнения...

Ложная информация провоцируют риторику ненависти и повышает риск конфликтов. Например, газета The Daily Telegraph в мае выпустила статью, подробно описывающую вину Китая в распространении коронавируса. А президент Дональд Трамп в своих речах неоднократно использовал термин "китайский вирус", утверждая, что он появился в лаборатории в городе Ухань, и обвинял ВОЗ в том, что она помогала "замести следы" за китайским правительством.

Все это порождало расистские реакции, как в соцсетях, так и в реальной жизни. Судя по опросам исследовательского центра Pew Research Center, более 70 процентов американцев негативно относятся к Китаю, обвиняя страну в распространении COVID-19. А в Южной Европе можно было наблюдать, как владельцы ресторанов и магазинов вывешивали таблички: "китайцам вход запрещен". Представители китайских общин в Италии не раз обращались с жалобами к представителям региональных властей. Но побочные эффекты инфодемии не так просто уничтожить.

Ученые выяснили, стал ли коронавирус более заразным

Кстати, меры, предложенные ВОЗ, не направлены на снижение информированности населения. Но все публикуемые факты должны подвергаться более тщательному контролю, а за нарушение должно следовать наказание. Так, в России ввели штрафы от трехсот тысяч до двух миллионов рулей ( в зависимости от степени серьезности). Например, в сентябре "Новая газета" была оштрафована за недостоверную информацию о вспышке коронавируса в Чечне.

Крупнейшие соцсети также включились в борьбу против ковидных фейков: Facebook и Twitter изменили алгоритмы поисковых запросов по слову "коронавирус" так, чтобы они выдавали ссылки на авторитетные источники, а посты, не прошедшие проверку, удалялись автоматически. В России за этим процессом следит Роскомнадзор, который занимается мониторингом соцсетей и присылает уведомления с требованием удалять недостоверные публикации. При этом, ряд сервисов Mail.ru, ВКонтакте и Яндекс запустили отдельные новостные ленты с актуальной статистикой заражения и распространения болезни. Все это направлено на всестороннее информирование населения о проблеме и тщательное отслеживание ложной вредоносной информации.

И спустя год после рождения коронавируса бороться с инфодемией стало проще: достоверной информации о природе пандемии гораздо больше, а интернет-мифы о заболевании активно уничтожаются. И люди начали более разборчиво поглощать информацию. Но все-таки информационный призрак никуда не делся, он продолжает преследовать нас. И надо продолжать борьбу с ним.

Здоровье СМИ и соцсети