Семнадцать лет назад фестиваль начинался как анимационный, и это не случайно, потому что на тот момент именно здесь сложилась знаменитая школа уральской анимации и документального кино, заявившая о себе на весь мир: на Свердловской киностудии работали режиссеры Александр Петров (обладатель "Оскара" за фильм "Старик и море"), Алексей Харитиди (Золотая пальмовая ветвь в Каннах за фильм "Гагарин") и другие. Несколько лет спустя фестиваль расширил свои границы и теперь включает в программу также короткометражное игровое и документальное кино.
Непростые реалии 2020 года впервые заставили "Кинопробу" совместить привычный формат с онлайном и ограничить количество зрителей, которые обычно битком набивались в залы. Но главное - что он все-таки состоялся.
- В этом году на "Кинопробе" представлено 134 картины, снятые студентами киношкол из 27 стран - России, Франции, Великобритании, Швеции, Германии, Франции и других, - говорит Директор фестиваля Лилия Немченко. - У нас работает четыре жюри: анимационных, игровых и документальных фильмов, а также жюри, состоящее из студентов.
Формат практикума предполагает, что участники приезжают не только показывать свои фильмы, но и поучиться, а жюри и гости не только оценивают и смотрят, но и учат молодых коллег. Поэтому в программе - 18 мастер-классов и воркшопов известных российских режиссеров, сценаристов, актеров и продюсеров: Алексея Федоченко, Сергея Капкова, Ивана Вырыпаева, Михаила Сегала и других. А еще - питчинг анимационных проектов, образовательные программы, презентации студий, киношкол и фестивалей со всего мира. Пять дней работы в режиме нон-стоп с утра до позднего вечера параллельно на нескольких площадках позволят молодым кинематографистам получить информацию для размышления на год вперед, скоординировать свои планы, обзавестись профессиональными контактами.
На "Кинопробе" нет ограничений и строгих правил, творческая свобода поставлена во главу угла, здесь не думают о вечности и не ругают за помарки, его символ - непоседливая девчонка с косичками по прозвищу Клякса, которая любит ходить на голове. И, как сказал на церемонии открытия фестиваля заместитель министра культуры Свердловской области Серей Радченко, даже если весь мир встанет на голову, то, возможно, это и будет самое устойчивое для него положение. Главное для кинематографиста - не бояться новых ракурсов.