"Откладывать реформу больше нельзя, важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент", - сказал премьер-министр. По его словам, необходимы "не огромный, а рационально сформированный штат компетентных специалистов и четко определенная сфера ответственности каждого органа исполнительной власти". Сейчас почти 20 процентов должностей в министерствах и ведомствах остаются вакантными, заметил Мишустин. Он пояснил, что правительство проанализировало работу всех федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им структур и подготовило решения по оптимизации. Будет создана специальная рабочая группа, которая займется вопросами, связанными с проведением реформы.
Мишустин уточнил, что сокращение будет проводиться в основном за счет вакантных мест. При этом сохранятся все финансовые ресурсы, в том числе материальное стимулирование, которые были до оптимизации ведомств. Отдельным постановлением Михаил Мишустин определил стандарты к структуре федеральных органов исполнительной власти. По новым требованиям, штатная численность департаментов в министерствах должна составлять не менее 40 человек, управлений в ведомствах - не менее 25, отделов в составе департамента или управления - не менее 5, а самостоятельного отдела - не менее 10 сотрудников. По словам главы правительства, все эти меры позволят повысить эффективность работы исполнительной власти. Важно, сказал он, чтобы "вся система государственного управления работала четко и слаженно, соответствовала ожиданиям и запросам людей и была сосредоточена на решении главной задачи - повышении качества жизни каждого человека".
Руководители федеральных министерств и ведомств должны были направить предложения об оптимизации структуры и штатной численности в аппарат правительства и Минфин России до 20 ноября. Штат центральных аппаратов федеральных органов власти планируется сократить на 5 процентов, территориальных органов - на 10. Освободившиеся средства при этом останутся в фондах оплаты труда. Численность структурных подразделений в министерствах по новым требованиям должна составлять не меньше 40 сотрудников, служб и агентств - не менее 25. "В особых случаях может быть принято решение об отклонении от установленных параметров, - отмечают в правительстве. - Такими полномочиями наделяется специальная подкомиссия по вопросам оптимизации структуры и численности федеральных органов исполнительной власти правительственной комиссии по проведению административной реформы".
Вообще-то сокращение аппарата собирались начать в 2020 году. И провести в два этапа. Сначала уменьшить численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти на 10 процентов, территориальных - на 5, а к 2021 году этот показатель в регионах довести до 15 процентов. На втором этапе планировалось структурное совершенствование госаппарата, что, как представлялось, привело бы к дополнительному сокращению численности. Но сроки проведения административной реформы не раз переносились, в том числе из-за пандемии.
Российский госаппарат "оптимизируется" не впервые. В 2010 году было запланировано сократить число чиновников на 20 процентов. Однако, по данным Росстата, на конец 2013 года на службе в федеральных государственных органах состояло более 793 тысяч человек - лишь на 8 процентов меньше, чем на начало 2010-го.
Российский государственный аппарат до этого имел свойство прирастать сокращением. Каждый очередной секвестр его неминуемо отзывался скорым приростом. Считается, что сокращение аппарата должно повлечь за собой сокращение расходов на него.
Между тем Россия отнюдь не лидирует в мире по числу гражданских госслужащих. Их даже в разы меньше, чем в некоторых европейских странах.
По данным Росстата, в стране сегодня насчитывается почти 50 тысяч чиновников федерального уровня и около 1,5 миллиона - на уровне регионов. Из них 81,7 процента работают в органах исполнительной власти, 14,9 процента - в судах и прокуратуре, 2,1 процента - в законодательных органах, 1,1 процента - в других государственных структурах. За счет чего будет сокращаться госаппарат? В общих чертах выполнение этой задачи министерству труда и социальной защиты видится так: частично перераспределить функции и полномочия государственных органов, исключить их дублирование, а также провести оптимизацию численности госслужащих. Для понимания, кто нужен, а кто не нужен в том или ином ведомстве, считают в минтруде, следует проводить мониторинг служебной деятельности каждого чиновника, а затем составлять новое штатное расписание. Потребность в том или ином количестве сотрудников должна оцениваться исходя из того, в каких направлениях осуществляет свою деятельность данный орган власти, каковы трудозатраты на выполнение им конкретных задач.
Готова ли российская бюрократия самореформироваться - вот вопрос. Ведь в конце концов важно не просто, сколько в России чиновников. Важно другое - качество государственных услуг, предоставляемых населению. И в этом принципиальное отличие нынешней оптимизации.