С описанием подобных ситуаций обратились в банк уже несколько клиентов. Мошенники направляли им сообщение с требованием оплатить возникшие долги по ЖКХ и ссылкой для проведения транзакции. Сумма варьировалась от 10 до 20 тысяч рублей. Если клиент игнорировал сообщения, аферисты звонили ему якобы от имени управляющей компании для проверки совершенных ранее в этом году платежей и убеждали в наличии долга.
Выяснив способ оплаты и реквизиты карты, по которой проходил платеж, лжесотрудники УК предлагали совершить "тестовую транзакцию для проверки" и сообщить им код из направленного СМС. После чего они получают доступ к банковским счетам клиента.
"Управляющие компании традиционно делают перерасчет за ЖКУ по итогам года, особенно если граждане несвоевременно передавали показания счетчиков воды и электроэнергии", - говорит вице-президент ВТБ, руководитель департамента эквайринга Алексей Киричек. Перерасчет происходит, как правило, по итогам всего календарного года, то есть не ранее января, добавляет Киричек.
Проверить, есть ли долг по квартплате, можно, позвонив в управляющую компанию или зайдя в личный кабинет на сайте поставщиков коммунальных услуг.
Весной у многих жителей действительно возникли сложности с оплатой ЖКУ из-за введения режима самоизоляции и временного закрытия отделений банков и пунктов оплаты. В связи с этим были отменены пени и штрафы за несвоевременную оплату коммунальных услуг, мораторий действует до конца года. После этого собираемость платежей резко упала - в апреле до 81%, в мае - до 92,5%. Однако к осени, по данным Минстроя, платежная дисциплина восстановилась - в августе и сентябре она вернулась к допандемийным 97%. В целом население в этом году платит за коммунальные услуги даже лучше, чем год назад, отмечало ведомство - если в 2019 году задолженность населения за ЖКУ равнялась 800 млрд рублей, то осенью 2020 года она около 731 млрд.