Уровень цифровой грамотности населения, по данным Минцифры России, за время пандемии, вырос на 47 процентов, а рост уровня киберпреступности, по данным МВД РФ, составил 59 процентов. Поэтому по инициативе Минцифры РФ стартовал онлайн-марафона цифровой грамотности в школах, вузах, компаниях и на площадках больших социальных сетей.
- Наша цель - учить людей цифровой гигиене так же просто, как завязывать шнурки, - говорит директор по связям с университетами в Mail.Ru Group Сергей Марданов. - Ведь соцсети с точки зрения этики - новая идентичность. Поэтому умение чаще мыть факты, которыми мы оперируем, - проверять их источники, а не принимать на веру, уметь держать социальную дистанцию в сети, как мы держим на улице, - это навыки, без которых цифровая безопасность невозможна.
Важность цифровой грамотности остро встала в пандемию. 84 процента детей к пяти годам уже освоили гаджеты, электронная коммерция выросла в 2,5 раза, кибербуллинг, особенно среди подростков подскочил до 69 процентов. Чаще других теперь от киберугроз страдают не дети и пожилые люди, как раньше, а более мобильные в смысле умения пользоваться цифровыми услугами, - люди в возрасте от 28 до 38 лет.
Почерк киберугроз меняется. Он смещается в сторону электронных покупок и услуг. При этом схемы кибермошенничества как придумываются новые, так и модернизируются старые. По-прежнему излюбленное место мошенников - сайты бесплатных объявлений по продаже бытовой техники, мобильных телефонов, а в последнее время и одежды. Их "фирменный" почерк прежний - указывать цену в разы ниже рыночной, а вот стиль новый - "подробности в личном сообщении". Когда разговор переходит в мессенджер, они представляются сотрудниками торговых сетей и предлагают товар "со скидкой" через подставной сайт. Если покупатель особо доверчив, его просят о предоплате. Следующая схема - мошенники представляются сотрудниками госорганизаций, рассылая электронные письма с предложением перейти на нелегальный сайт, где пытаются выманить данные банковских карт. Среди "новинок" - обращение от имени ВОЗ пройти платный тест на коронавирус, предложение получить возврат НДС за платное обучение (ремонт квартир), выплату за неиспользованные турпоездки, предложение оплатить штраф за нарушение масочного режима или за поездки без пропуска.
- Мы учим простым вещам, - говорит руководитель направления "Лаборатории Касперского" по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко, - официальные организации не требуют банковских реквизитов, надо перепроверять названия сайтов - у мошенников доменные имена похожи на настоящие, но отличаются на одну букву. Не доверять звонящему и перезвонить в банк самому.
Один из уроков марафона - чаще интернетом детям запрещают пользоваться те взрослые, кто попадал в ловушку киберугроз. Поэтому, по словам Сиденко, эксперты "цифры" взрослым дают те же рекомендации, что и детям, - держаться в стороне, если "в личку" пишут незнакомые, тем более, если выстраивают общение с позиции силы и негатива. Не оставлять в интернете о себе приватных данных, не делать меток об обстановке в квартире или о дорогих покупках, дальних путешествиях. И смело пользоваться фильтрами соцсетей "Антибуллинг", если им поступают угрозы.