Речь идет о поправках в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", предполагающих введение для жителей морского побережья Заполярья рыболовных билетов, при наличии которых рыбаки-любители будут вправе продавать до трех разрешенных суточных объемов улова водных биоресурсов. Рыболовный билет станет постоянно действующим документом, за его выдачу будет предусмотрена плата в 350 рублей, сообщили в правительстве региона.
Данный законопроект призван решить многолетнюю проблему, связанную с тем, что существующее законодательство разрешает жителям прибрежных сел и поселков ловить рыбу лишь для собственных потребностей и запрещает ее продавать. Это стало одной из главных причин упадка прибрежных населенных пунктов, источником существования которых испокон веков был рыбный промысел. На Мурманском и Терском побережьях Баренцева моря расположено не менее 16 поселений. Десять лет назад в них проживало около 13 тысяч человек. По данным Института экономических проблем Кольского научного центра РАН, официальный уровень безработицы в этих населенных пунктах сегодня составляет 16-20 процентов.
Чаще всего жители побережья вели лов с помощью ярусов. Эта рыболовная снасть, в отличие от трала, является пассивным орудием лова и не повреждает морского дна. Она представляет собой длинную веревку, от которой отходят "поводки" с привязанными к ним крючками с наживкой. Крючков на нем может быть от нескольких сотен до десятков тысяч, а общая длина разных ярусов колеблется от нескольких километров до нескольких десятков или даже более сотни километров, в зависимости от судна. Например, житель поморского села Териберка, капитан малого рыболовного катера, использует несколько ярусов длиной около трех километров, каждый из которых имеет 300-350 крючков.
- С одного яруса можно получить около 600 килограммов рыбы разного размера, - рассказывает капитан. - Но раз на раз не приходится, успех промысла зависит от многих условий. Можно ловить и на спиннинг. Иногда такая рыбалка может быть даже более эффективной, чем ловля ярусом.
Несмотря на официальный запрет, жители побережья ловят рыбу и нелегально торгуют ею с начала "лихих девяностых" и по сей день. Естественно, никаких доходов поселковым бюджетам данная торговля не приносит, а качество рыбы никем не контролируется. Поэтому большинство экспертов выступают за предлагаемое законодательное новшество, которое дает хорошие шансы на возрождение прибрежным поселкам. Однако некоторые представители отрасли считают, что над законом еще придется очень серьезно поработать. По словам председателя комитета по рыболовству мурманского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Юрия Тимохина, если данный промысел будет регулироваться федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", то в этом случае разрешенные правилами рыболовства способы лова не обеспечат достаточных доходов рыбакам-любителям. Кроме того, выставляемая на продажу рыба должна проходить ветеринарный контроль. Но пунктов, где это можно сделать, очень мало. Чтобы привезти туда рыбу, рыбакам придется дополнительно потратить немало времени и понести существенные расходы на перевозку. Стоит учесть и то, что ветеринарные органы с физическими лицами не работают.
В комитете по ветеринарии Мурманской области подтверждают: сложности действительно есть. Владелец товара должен зарегистрироваться в системе ФГИС "ВетИС" и получить доступ в ИС "Меркурий", чтобы оформить ветеринарный сопроводительный документ на партию рыбы, и предоставить часть улова на ветеринарно-санитарную экспертизу (ВСЭ). После ВСЭ продукцию можно продавать без ограничений. Но сегодня "Меркурий" не предусматривает предоставление доступа физическим лицам для сертификации уловов ВБР. Такие права имеют лишь индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Это означает, что Россельхознадзору необходимо расширить права доступа физическим лицам. Кроме того, необходимо на региональном уровне определить перечень конкретных мест выгрузки таких уловов. Помимо этого, необходимо разработать региональные правила реализации физическими лицами водных биоресурсов, отмечает председатель комитета по ветеринарии Мурманской области Алексей Касаткин.
Свои замечания высказывают представители ФСБ. В тексте законопроекта одновременно используются понятия "продукция любительского рыболовства" и "уловы водных биоресурсов". Однако законодательство не предусматривает обработку рыбы и изготовление из нее продукции при занятии любительским рыболовством.
Тем не менее все эти вопросы решаемы, убежден председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. Что касается доставки рыбы на ветеринарную экспертизу, то нет сомнений, что рыбаки будут кровно заинтересованы в получении ветеринарно-сопроводительных документов на свою продукцию. Поэтому они наверняка найдут возможность приехать либо в Мурманск, либо в населенный пункт, где есть возможность оформить ВСД.
Что касается доходов, то бедствовать рыбаки вряд ли будут. По мнению эксперта, один рыбак с рыболовным билетом, постоянно живущий в Териберке, Ура-Губе или другом прибрежном поселке, за промысловый сезон может заработать 2-2,3 миллиона рублей. Если промысел ведут несколько человек, то их доходы будут еще выше. По предварительным подсчетам, налоговые поступления от продажи рыбы, выловленной жителями прибрежных поселков, могут составить до 30 миллионов.
- Эти люди через некоторое время объединятся в артель, - убежден Валентин Балашов. - Купят рефрижераторный контейнер. Раз в неделю, например, к ним будет приезжать десятитонная фура, чтобы увезти рыбу на ветеринарное освидетельствование, а дальше - в магазин или на рыбофабрику. Выстроится производственная цепочка, которая позволит возродить поселок и обеспечить достойную жизнь его жителям. Правда, три суточных улова власти вряд ли разрешат реализовывать, но одну суточную норму - вполне.
Кстати
Заселение побережья Кольского полуострова было связано с рыболовством, начинавшимся с прибрежной добычи рыбы. На начало XIX века на побережье Кольского полуострова от Варангер-фьорда до реки Поной существовало до 35 становищ, куда в промысловый период с марта по ноябрь собиралось до 1,5 тысячи мелких судов (карбасов) и до 3,5 тысячи рыбаков. В середине 1930-х годов в Мурманской области насчитывалось уже более 80 рыбацких поселков с населением 10-11 тысяч человек. В прибрежных районах в 1920-1940 годах пассивными орудиями лова добывалось от шести до 27 тысяч тонн донных видов рыб.