Ксения Александровна, какие темы больше всего волновали кинодокументалистов в этом году?
Ксения Шергова: Режиссеры обращались к заметным событиям нашей истории, которые пытались осмыслить под новым углом зрения. 14 из 24 картин - о периоде советской власти, предвоенных годах, много фильмов о войне.
То есть интерес к дню сегодняшнему не столь велик? Помню, картины первых фестивалей рассказывали о событиях чуть ли не раньше газет и ТВ.
Ксения Шергова: Интерес не пропал, он виден в фильмах-портретах наших современников. Просто ситуация изменилась, новости мы узнаем из телепередач и Интернета, а вот осмыслить их - для этого нужно время. Считаю, внимание к сегодняшнему дню и недавней истории - вещи одинаково ценные для документалистики.
А столь любимое раньше зрителями научно-популярное кино?
Ксения Шергова: Оно осталось только на телевидении, где, кстати, сегодня есть множество нишевых каналов, живущих за счет рассказов о природе, путешествиях, отраслях науки, опять же об истории.
На фестивале два конкурса - документальных и документальных телевизионных фильмов. Откройте тайну: чем они отличаются теперь, когда кинопленка ушла в прошлое и все работают с одной и той же аппаратурой?
Ксения Шергова: Разницы технологической и в самом деле нет. Главное - какую задачу ставит перед собой режиссер-документалист. Если он хочет прославиться в узких профессиональных кругах, то добивается грантов, делает свое высокохудожественное кино и показывает его на фестивалях от Екатеринбурга до Канн. А если автор стремится, чтобы его картину увидели зрители, у него нет иного варианта, как прийти на ТВ.
В этом году в связи с известными обстоятельствами впервые в истории "России" была организована онлайн-трансляция конкурсных фильмов. Их выкладывали строго на один день и удаляли. Но даже на таких условиях некоторые авторы отказались от онлайн-показов, и их картины смогли увидеть только зрители, пришедшие в кинозал. Это старая проблема проката на новый лад?
Ксения Шергова: Сейчас все борются с пиратством, и это действительно проблема. И, разумеется, профессионалы хотят получать деньги за свой труд. Такова реальность.
Вы много лет преподаете, учите операторов и режиссеров. Каковы основные заповеди?
Ксения Шергова: Главная - ты не сможешь встать возле экрана и объяснять зрителям, что имел в виду, поэтому художественное высказывание должно быть внятным. А профессиональная операторская работа, при том что сейчас модно снимать на айфон чуть ли не полнометражное кино, все же должна отличаться от записи на видеорегистраторе.
Как автор и режиссер вы создали более шестидесяти программ и фильмов. Если бы у вас появилась возможность снять фильм вашей мечты, о чем бы он был?
Ксения Шергова: Он был бы исторический! Открывать тайны прошлого и рассказывать о них зрителям - для меня это счастье и радость.
Вечный вопрос всех тридцати фестивалей, обычно задаваемый с трагическими интонациями: как обстоят дела с прокатом неигрового кино? Где увидеть замечательные картины, снятые на гранты, представленные на фестивалях?
Ксения Шергова: С исчезновением общеэкранных картин пропала и глухая стена, в которую упирались их создатели. Теперь у режиссеров есть выбор - множество телевизионных каналов, платные интернет-платформы. Да, существует диктат каналов, зачастую они заказывают фильмы, а не покупают готовые, возможно, за исключением "Культуры". Да, некоторые авторы предпочитают ограничиться фестивалями, но не перекраивать свое детище под чей-то формат.