Держимся. Ковидную пандемию обходит пандемия советов. Они не уходят на "удаленку" - они круглосуточные. Причем отовсюду. Объяснение есть: ничто не волнует нас так, как наше с вами здоровье. Есть даже устоявшееся словосочетание: "Советы врача". Но они-то как раз на заднем плане. А на первом… Удаленка стала благодатной почвой для бесконечных мероприятий, диспутов якобы ради нашего с вами блага, нашего с вами здоровья. Лавина советов о том, как лечить, чем лечить, где лечить. Сегодня спасет препарат (далее его название). Через пару дней: этот препарат опасен чрезвычайно. Сегодня о том, что срочно надо принимать антикоагулянты, чтобы не возникли тромбы. Завтра о том, что эти препараты приведут к кровотечению и потому… А вот AЦЦ всегда ко двору … Во всяком случае совет принимать его явно долговечен.
Кроме лекарств есть еще КТ. Без него, похоже, в наше время не обойтись при любых заболеваниях. То, что процедура КТ все-таки еще и некое облучение, не останавливает. И один ненароком чихнувший спрашивает другого чихнувшего: "Как? Вам не сделали КТ? Вы же были в поликлинике!" Врачи, специалисты, порой проигрывают советам знатоков. А уж если свысока дают рекомендации лечить ковид народными средствами…
Мы оказываемся во власти советов, которые неизменно порождают слухи. А когда советы подаются как рекомендации, то от них не отмахнуться. Скажем, рекомендации о том, сколько времени отводится врачу на прием пациента - первичный, вторичный. Если врач в эти рекомендации не укладывается, то… Врачевание - процесс творческий? Не шаблонный. Лечить надо не болезнь, а больного? Все может и так. Однако… Вот сейчас дан старт всеобщей вакцинации против ковида. Вспомните, поначалу на нее возлагалось столько надежд. А теперь, когда уже десятки вакцин, когда всеобщая вакцинация объявлена…
Надо идти на вакцинацию? Что она даст? Не опасна ли она? Можно ли заболеть после нее? Вопросов куда больше, чем желающих сделать прививку. Она обязательна или добровольна? Если врач, работающий в "красной зоне", ее не сделает, он будет уволен или… С этого вопроса началась беседа с главным врачом больницы имени Филатова, экспертом "РГ" Валерием Ивановичем Вечорко. Больница Филатова, напомним, прицельно работает на ковид.
Валерий Вечорко: Можно сказать, что параллельно с пандемией ковида идет пандемия советов и слухов. Они, правда, были всегда, но не в таких количествах. Вакцинироваться или нет - личное дело каждого. И, думаю, не только я, но и руководители других учреждений не станут увольнять сотрудника, если он прививку не сделал. Тут тоже не может и не должно быть общих советов. Категорических тем более. Все-таки крепостное право кануло… Нас тревожит нынешнее отношение к антибиотикам: даже те, что всемирно известны, оказались во власти советов и слухов.
И некоторые пациенты требуют, чтобы ими лечили тот же ковид?
Валерий Вечорко: Требуют. И не только в нашей стране. Во всем мире растет озабоченность врачебного сообщества проблемами антибиотикорезистентности (АБР). Идет борьба человека с микробом: кто кого?! Казалось бы, совсем недавно были получены антибиотики - огромное достижение медицинской науки, микробиологии. Благодаря им спасены миллионы жизней. Но микроорганизмы не собирались сдаваться. И вот уже появляются первые представители микромира, способные продуцировать пенициллиназы - убийцы пенициллина. Дальше началось соревнование: человек изобретал новую защиту (доспехи) для антибиотиков, а микроорганизмы учились ее разрушать! Дошло до того, что уже самые мощные "резервные" препараты подвергаются разрушению. А самые злые микробы окопались в святая святых любого стационара - в реанимациях. Там, где идет борьба за жизнь человека. И не просто окопались, а стали создавать целые сообщества - биопленки, живущие по принципу "коллективного разума" - как пчелиный улей. Есть свои разведчики, трудяги, главари и воины, вырабатывающие различные "бетта-лактамазы", "карбапенемазы" - мощное оружие против антибиотиков, которые были призваны спасать человеческие жизни, находящиеся на грани. Но из-за хитроумного поведения бактерий это не всегда удается сделать. И это трагедия!
Имя которой антибиотикорезистентность, сокращенно - АБР.
Валерий Вечорко: Именно трагедия. Вдумайтесь в некоторые цифры. Мировую ежегодную смертность от самых лекарственно-устойчивых видов инфекций оценивают минимум в 700 000 человек. Если ситуация не изменится, то 100 миллионов человек к 2030 году умрут преждевременно. А через 35 лет эта цифра достигнет 300 млн. А затраты на борьбу с АБР к 2050 году обойдутся миру в сумму более 100 триллионов $. Сухие цифры? За ними человеческие жизни.
Проблема АБР многоплановая. Одна из ее составляющих - избыточное, неоправданное, неконтролируемое, массовое использование антибиотиков. Особенно это проявилось в период пандемии коронавирусной инфекции. Вирусная пневмония, сопровождающаяся повышенной свертываемостью крови, почему-то повально лечится антибиотиками. И мы наблюдаем по сути "антибактериальную агрессию". Такого избыточного, необдуманного назначения антимикробных препаратов "на всякий случай" "для профилактики" на немикробную пневмонию не было в истории человечества еще никогда. Может быть, население и некоторых докторов смущает термин "пневмония", не отражающий сути болезни. Это скорее пневмонит, заболевание легких, имеющее совершенно иную, нежели бактериальную, природу. Хочется призвать не только пациентов, но и некоторых коллег: Остановитесь! Давайте следовать принципам разумной достаточности!
Разумной достаточности. Опять совет? Дать его легко. Но невозможно игнорировать особый психологический климат в обществе в период пандемии.
Валерий Вечорко: Невозможно! Однако ковидный опыт, тем более опыт "красной зоны", учит: заболевшие должны относиться к ситуации, связанной с данной инфекцией, спокойно, взвешенно, понимать суть патологического процесса, особенности его течения. Важно знать, что 80 процентов больных переносит COVID-19 либо в форме ОРВИ, либо нетяжелой пневмонии. Реакция иммунной системы ожидаемо будет более адекватной, организм справится с коронавирусом быстрее в психологически устойчивом организме. Важно избегать двух крайностей в восприятии COVID-19. Одна из них: это "COVID-диссиденты", не признающие не только угрозы тяжелых последствий болезни, но и само существование особого вируса SARS-CoV-2 и мер индивидуальной защиты от него. Другая, напротив, нагнетает ситуацию, сея в обществе панические настроения. Велика в этом роль и средств массовой информации. Важна просветительская работа со стороны медицинского сообщества, в том числе и в вопросах адекватного, правильного использования лекарственных препаратов, прежде всего, антибиотиков.
И все же… В пандемию имеет место быть нарушение стабильности нервной системы. Даже у самых позитивных, у практически здоровых людей…
Валерий Вечорко: Тому немало причин.
Можете их озвучить?
Валерий Вечорко: Попробую. Это тревога ожидания возможного заболевания. Это социальное дистанцирование (одиночество) с целью предотвращения распространения инфекции. Это карантин для тех, кто уже столкнулся с болезнью, полная изоляция заболевших. Это стресс, связанный с заболеванием членов семьи. Это горе родственников, потерявших членов семьи, это потери дохода, нестабильность экономики. Это сложности с уходом за детьми, их постоянное нахождение дома…
Вот здесь совет более чем уместен…
Валерий Вечорко: Совет врача и психолога - повышение чувства безопасности. Различные методики успокоения, социальная поддержка и адаптация, уверенность в собственных силах и, безусловно, надежда. Человечество должно победить и в этой битве. Это далеко не первый вызов ему со стороны микромира. Хорошо было бы жить с его представителями в параллельных мирах, не мешая друг другу. Но это невозможно! Они нуждаются в нас, а мы в них, как это ни странно звучит… Нужно только одолеть самых патогенных… Сделать это можно лишь сообща, сплотившись всем обществом и выступая единым фронтом.