Речь идет о том, чтобы отапливать здания большую часть времени за счет ветроустановки. Мазутная котельная включается в работу только тогда, когда ветер ослабевает или прекращается. Такой вариант работы отопления ученые рассчитали для поселка Вайда-Губа в Мурманской области на побережье Баренцева моря, где среднегодовая скорость ветра составляет 6,6 метра в секунду. В промежутки времени с сильным ветром ветряк может полностью обеспечить потребителей теплом. Когда мощности, выдаваемой от ветроустановки (ВЭУ), не хватает, в работу вступает котельная. А если потребность в тепле со стороны потребителей будет меньше, чем мощность, получаемая от ВЭУ, то могут возникнуть избытки энергии, которые можно сохранить и в дальнейшем использовать за счет теплоаккумулирующей способности конструкций здания, способных сохранять некоторое количество тепла.
- Если использовать ВЭУ для теплоснабжения, то доля котельной в отоплении потребителей уменьшится примерно на 60 процентов, - отмечает Алексей Бежан. - А значит, расход топлива можно значительно снизить. Кроме того, теплоаккумулирующая способность зданий может повысить эффективность применения ВЭУ еще на три-девять процентов.
Пока подобные проекты еще нигде не внедрялись, отмечает ученый. Однако они могут оказаться очень кстати, и об этом говорит прежде всего динамика цен на мазут. Еще в 2018 году стоимость тонны топочного мазута на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже возросла с 14,5 тысячи рублей за тонну в марте и до 20,5 тысячи рублей в мае. Сейчас топливо продолжает дорожать, и рост цен на топливо является причиной незарастающей дыры в бюджете региона. Только в 2019 году на компенсацию издержек теплоснабжающих предприятий Заполярья по покупке мазута было направлено более девяти миллиардов рублей, и большую часть этой суммы пришлось просить у федерального центра.
Проекты, подразумевающие совместную работу ВЭУ и котельных, могут оказаться еще более актуальны для других арктических регионов. Самые северные районы России не включены в систему централизованного электроснабжения по высоковольтным ЛЭП.?Чаще всего они снабжаются электроэнергией от устаревших дизельных электрогенераторов и небольших угольных станций, топливо для которых поставляется в рамках "северного завоза". Кроме того, из-за частых перебоев с поставками местное население вынуждено запасаться дизтопливом в среднем на полтора-два года. По данным заместителя генерального директора Центра информационного и правового обеспечения развития Арктики Киры Змиевой, дизельные электростанции имеют низкий КПД и очень высокую себестоимость производства электроэнергии, которая доходит до 80-120 рублей за киловатт-час.
Тарифы на электроэнергию в изолированных системах электроснабжения регионов Крайнего Севера сегодня составляют 22-237 рублей за киловатт-час - в 5-55 раз выше, чем в среднем по России. Всего от локальных систем энергоснабжения сегодня питается более 30 тысяч арктических поселений, а совокупный объем затрат на энергоснабжение всех потребителей 15 регионов Крайнего Севера равен 1,7 триллиона рублей. Доля бюджетных расходов бюджета в оплате услуг энергоснабжающих организаций многих регионов Крайнего Севера превышает 30 процентов, а в ряде случаев составляет около 60 процентов.
- В северных регионах потенциал развития ветроэнергетики весьма высок, - отмечает Кира Змиева. - Но наиболее серьезное препятствие на пути развития малой ветроэнергетики - дороговизна ветроустановок. Сегодня это порядка двух-трех тысяч долларов за киловатт установленной мощности. Опыт других стран свидетельствует, что срок окупаемости таких установок составляет в среднем пять-шесть лет. Это означает, что малая ветроэнергетика нуждается в точечном софинансировании или субсидировании со стороны государства.
Суровый климат Арктики вносит свою лепту в себестоимость ветряных киловаттов. На Севере для эффективной работы ВЭУ нужны хладостойкая сталь, синтетическая низкотемпературная смазка для подшипников, специальные жидкости для гидравлических систем, подогрев редуктора, лопастей и метеорологических датчиков, чтобы ветряк не покрывался изморозью и льдом. Но эксперты убеждены, что даже это не сделает себестоимость электроэнергии выше, чем при использовании традиционных источников ее выработки. По данным директора "Центра энергоэффективности - XXI век" (ЦЭНЭФ-XXI) Игоря Башмакова, при тарифах свыше 20 рублей за киловатт-час практически все нынешние технологии возобновляемой энергетики конкурентоспособны даже при дополнительных затратах на их северное исполнение.